«Хлеба и зрелищ»: востребованы ли в регионах острые общественно-политические дискуссии

/

В последние годы градус общественно-политических дискуссий в регионах заметно снизился. Очевидно, что это связано с новой реальностью, в которой оказалась страна на фоне жесточайшей конфронтации с Западом.

Публицист, основатель Telegram-канала «Толкователь» Павел Пряников:

Потребность в «оживлении» общественной повестки действительно есть. Политические шлюзы давно перекрыты, но активные общественники, как и запрос на решение актуальных проблем никуда не делись. Сегодня очевидно, что, если исключить политические запросы, среди главных запросов общественной повестки:

— Проблемы ЖКХ. Про рвущиеся трубы и электроотключения мы теперь читаем каждый день. Большие проблемы с общественным транспортом, переработкой мусора.

— Экологическая повестка. Особенно актуальна для городов с так называемым «черным небом». Но и множество локальных проблем повсюду – загрязнение рек, вырубка парков, «дикие парковки» автомобилей.

— Бродячие собаки.

— Домашнее насилие.

Думаю, и волонтерское движение было бы в большом плюсе, если бы его удалось привлечь к решению таких проблем – у молодежи много энтузиазма, и ей хочется заниматься настоящими делами, а не спущенными сверху распоряжениями, часто весьма далекими от насущных проблем населенного пункта.

Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров:

Говорить об «общественном вакууме» в регионах — значит игнорировать реальность. Общественники делают огромное количество работы, которая видна, востребована и важна. Волонтерские проекты помощи участникам СВО и их семьям, инициативы в области культуры, просвещения и благотворительности — все это живое свидетельство активности гражданского общества. Этот вакуум отсутствует. Но вот общественно-политический вакуум — реальность. И эта реальность связана с деградацией партийной системы.

Ни у одной из существующих партий нет содержательной программы, которая бы адекватно отражала интересы людей или формировала перспективы развития. Все строится либо на ностальгии по прошлому, либо на обещаниях стабильности. Конкуренции идей нет, есть лишь конкуренция между представителями групп влияния. Возможно, такая форма существования партийных брендов сегодня оправдана: повышенная активность может перегрузить систему госуправления в непростое время. Но есть вопросы, которые должны обсуждаться именно партиями. Эти «окна возможностей» упускаются, и создается впечатление, что партии становятся все более декоративными. Публичный политический процесс все больше напоминает шоу-бизнес, где идеи отходят на второй план, уступая место спектаклю ради спектакля.

Доктор политических наук, профессор Дмитрий Нечаев:

В последние несколько лет фиксируется угасание активной политической жизни в субъектах РФ. Самое парадоксальное, что власти в российских регионах это приняли как данность, к большой радости для себя и, очевидно, забыв известный слоган в Римской империи — «хлеба и зрелищ». Внутриполитические блоки облправительств, к сожалению, с большим трудом и нехотя конструируют эти зрелища. Им не хватает знаний и умений на предмет того, как канализировать негативные эмоции, имеющиеся в различных социальных слоях и группах, как перенаправлять внимание от острых тем и проблем на другие менее значимые аспекты. А уж о «смыслопроизводстве» в рамках «зрелищ» и говорить не приходится.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: