Губернаторы смогут регулировать поток мигрантов: зачем регионам новые полномочия?
Полномочия по ограничению числа патентов для трудовых мигрантов и запрета для них ряда профессий могут передать на уровень субъекта Федерации. Сейчас регионы влиять на численность иностранных работников могут в том числе посредством стоимости патента на тот или иной вид деятельности. О том, что Министерство труда готовит соответствующий проект закона, который на этой неделе рассмотрит Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, сообщают «Известия».
Все прекрасно понимают, где сейчас концентрируется основная масса трудовых мигрантов: в Москве. Сейчас, во всяком случае на федеральном уровне, процедура получения разрешения на работу достаточно жестко регламентирована: есть база данных, структуры, которые этим занимаются. Другое дело, что на последующих уровнях, когда, к примеру, один работодатель получил разрешение на привлечение, условно говоря, 100 трудовых мигрантов, а другой ничего не получил, то начинается торговля между владельцами, между собственниками предприятий. И вот тут отследить достаточно сложно, потому что речь идет о наемной рабочей силе, у которой есть разрешение на работу, а как человек работает и где, проконтролировать довольно проблематично.
Передача полномочий на уровень регионов мне кажется разумным решением. Регион лучше знает потребности своего рынка труда в рабочей силе, и решить эти вопросы будет гораздо проще на уровне субъектов РФ. Я бы даже сказал – результативней, потому что федеральный центр, не зная региональной специфики, может не дать добро на привлечение той иностранной рабочей силы, которая действительно нужна. Что еще важно: если закон будет принят, он позволит реализовать систему мониторинга трудовых мигрантов, получивших патенты. Это должен быть достаточно четкий мониторинг, регулярные публикации для того, чтобы и регионы, и федеральный центр знали, что реально происходит в российской экономике с использованием труда иностранных работников.
Что касается перечня профессий, то утверждать и контролировать его все-таки должен федеральный центр по аналогии с мерами социальной поддержки, когда на федеральном уровне принимается закон, а регионы, исходя из своих финансовых возможностей, определяют размеры этой поддержки.
В каждом регионе есть свои особенности. Так, не каждому из россиян дана возможность поработать в условиях сурового климата Магаданской области, и, чтобы экономика не встала, рабочая сила, пусть и в виде трудовых мигрантов, безусловно, необходима. Я не уверен, что постановка вопроса в таком ключе, что иностранная сила должна снижаться за счет замещения отечественной рабочей силой, является разумной. Это не может быть целью. Если не хватает рабочих ресурсов, то дефицит должен покрываться трудовыми мигрантами. Конечно, если есть какая-то конкуренция на рынке труда и если есть возможность дать работу соотечественникам, которые именно хотят работать, то, безусловно, должны быть какие-то преференции. Но не должно быть целью снижение процентных соотношений. Например, что через год в том же Магадане доля иностранной рабочей силы должна быть снижена до 10 %, потом до 9 % и так далее. Не очевидно, что это будет положительно для экономики.