Экстремальный снегопад: Москва справилась, а в регионах ситуация иная
Снегопад последних нескольких дней в Москве – это по двум основным параметрам (интенсивности и продолжительности), безусловно, экстремальное событие. По любым меркам в любой части мира. Но уже в понедельник утром основные и даже неосновные магистрали города были убраны. По московским проспектам, шоссе можно было нормально ездить. Значительно больше снега осталось во дворах и междворовых проездах, которые относятся уже к компетенции служб коммунального хозяйства. Что касается московских городских служб, то они справились очень хорошо. Я оцениваю это не только как обыватель, но и профессионально, поскольку знаю, что происходит в мире, и есть, с чем сравнивать. Московским городским службам, например, не потребовалось мобилизации волонтеров, к которой сплошь и рядом прибегают в разных странах. Помощи в уборке снега должностные лица в случае форс-мажоров просят у владельцев тяжелых джипов на севере США и в Канаде. Нам в этот раз такое, к счастью, не понадобилось. Не знаю, правда, кто бы у нас откликнулся на призыв, но хорошо, что не понадобилось.
Второй момент очень грустный. Для чистки локальных улиц, междомовых, межквартальных проездов самые главные препятствия создают сами москвичи, точнее, их припаркованные автомобили. Если вдоль дороги или внутри двора вплотную друг к другу стоят машины, заваленные снегом, то какая городская служба сможет это почистить? Имущество неприкосновенно, вот и стоят эти сугробы. У нас примерно три четверти всех московских автомобилей ночует в междомовых, межквартальных проездах, во дворах, около мусоросборников, в пожарных проездах и так далее. Когда случается форс-мажорный снегопад, все, что не убрано, как правило, относится к этой категории. Никакая коммунальная техника с этим справиться не сможет. Там, где можно проехать, уже почистили.
Здесь только два варианта: либо все остается так, как есть, либо город формирует жесткие правила — и такой подход в мире практикуется. Если у тебя есть автомобиль, ты должен иметь место для его ночлега: купить его над землей или под землей, но не оставлять машину на территории общего пользования.
В регионах, к сожалению, ситуация с ликвидацией последствий снегопадов совсем иная. Московский бюджет позволяет оснащать коммунальные службы на очень высоком мировом уровне – как количественном, так и качественном, чем не могут похвастаться регионы. Все зависит от городского бюджета. Кроме качественного менеджмента и энтузиазма должностных лиц, нужна хорошая современная техника. В Москве она есть, но далеко не всем городам такое по карману. А это огромная разница.