Экоповестка в регионах: как модерировать конфликты?
Экологические конфликты продолжают оставаться едва ли не ключевым триггером протестной активности в регионах. Экоповестка, по оценкам ряда экспертов, стремительно политизируется и очевидно нуждается в грамотной модерации со стороны политадминистраторов в субъектах.
Политический обозреватель Андрей Перла:
Сегодня в России нет ни одного региона, которому угрожал бы «взрывоопасный» всплеск протестных настроений. В том числе и в рамках «экологической повестки».
Конфликты, конечно, возможны, но исключительно локальные, связанные с сугубо конкретными очень местными проблемами и такие, «расшить» которые вполне могут местные, в крайнем случае, региональные власти. Абсолютное большинство этих проблем связано либо с «мусорной» тематикой (свалки не в тех местах, мусор вывозят недостаточно быстро или аккуратно) либо с тематикой строительной (мы всю жизнь в эту рощу гулять ходили, а теперь там чего-то строить задумали).
Проблемы это важные для тысяч людей, решать их нужно бережно по отношению к этим людям, но считать, что эти конфликты могут стать основной для социальных взрывов — нелепо.
Да и вообще, если задуматься, «экология» — это один из очень эффективных и легко контролируемых властями легальных клапанов для спуска протестного пара. Чтобы эти клапаны заклинить и довести дело до взрыва, нужны таланты ЦК КПСС образа 1987 года. Да еще и мощное иностранное влияние выкормышей. Ни того, ни другого нет. И протестов значимых нет, и не будет. По крайней мере, в ближайшую пятилетку.
Политолог Алина Жестовская:
На данный момент я бы не расценивала экологическую повестку как реальную угрозу для социального штиля в регионах. В первую очередь из-за того, что в силу разных причин из процессов выпали профессиональные организаторы протестных акций. Например, системные КПРФ и СРЗП, которые активно поддерживали подобные события.
Сказывается и прикрытие финансирования внесистемщикам. Проще говоря, люди сейчас могут быть много чем недовольны — каким-то строительством, работой некоего предприятия, разливом нефтепродуктов. Но самоорганизации и запала рядовым гражданам хватает на пару писем в администрацию, сбор сотни подписей и посты в социальных сетях. Что-то действительно масштабное и пугающее власть обыватели самостоятельно создать не могут.
Эксперт в сфере безопасности, офицер ФСБ в запасе Сергей Храпач:
Недоработки государства в вопросах экологии (буксующая мусорная реформа, ЧС с выбросом мазута в Черном море и т.д.) вызывают недовольство местных жителей, которые переносят свое общее недовольство от всего, что происходит вокруг в единственно возможный и пока разрешенный формат – публичное обсуждение экологической проблемы, как будто бы не лежащей в политической плоскости.
Власти стоит задуматься над решением не сколько экологических проблем, которые в любой момент могут стать триггером протеста, а сколько проблем социальных и политических.