Для работы в такси не будет региональных барьеров: как изменятся цены и качество услуг?
Правительство РФ одобрило законопроект, позволяющий самозанятым и ИП работать в такси не только в своем регионе. Сейчас по закону разрешение на работу в такси выдают местные органы власти. Это требование касается всех водителей, включая самозанятых. Авторы законопроекта полагают, что снятие административного барьера для получения разрешения на работу в такси вне зависимости от места регистрации улучшит ситуацию с пассажирскими перевозками и уравновесит рынок труда.
Депутат Госдумы доктор экономических наук Николай Новичков:
– Это хорошая инициатива, позволяющая рынку такси развиваться более гармонично. Если предложение услуг такси будет расширяться, то это самым благотворным образом отразится на цене и качестве поездки. Хочу отметить, что самозанятые и ИП – это основа сферы услуг. Задача государства – дать возможность этим людям не только зарабатывать, но и обеспечивать условия для качественной работы.
Кандидат экономических наук и доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари:
– В. И. Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России» много писал о людях, уходивших на отхожие промыслы. Тогда значительное число работников занимались извозом, перемещаясь по огромной российской территории. А дома работали женщины и дети. Детей мы сейчас работать не заставим – это большое достижение XX века, а вот отхожие промыслы (вахта и извоз), похоже, опять набирают популярность.
Конечно, это будет способствовать перетоку работников в города и курортные локации, возможно, мы увидим попытки закрепления людей в более благополучных регионах. Но, полагаю, это должно повышать конкуренцию и способствовать снижению цен. В общем, город, как и всегда, питается и прирастает именно деревней. Что будем делать с опустевшей деревней – вот большой вопрос.
Руководитель социологической компании Russian Field Артемий Введенский:
– Снятие регионального барьера для самозанятых и ИП в сфере такси – мера, которая в целом отвечает запросам общества. По нашим данным, 90% россиян считают допустимым, чтобы обычные граждане подрабатывали частным извозом на личных авто в свободное от основной работы время. Каждому четвертому респонденту или членам его семьи уже приходилось подрабатывать в такси. Это показывает, что такси в России – не просто услуга, а элемент социальной подушки в нестабильной экономике. Люди рассматривают это как возможность быстро компенсировать падение доходов. Решение правительства может иметь умеренный позитивный эффект – в первую очередь для крупных агломераций и курортных городов, куда водители будут временно перетекать.
Гендиректор фонда «Институт экономики города», директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Александр Пузанов:
– На мой взгляд, это правильная идея. Более того, и сегодня таксисты, зарегистрированные в Москве, не отказываются везти в Московскую область, и наоборот. Новый закон приведет к выравниванию конкуренции на сопредельных рынках. Конкретно в Москве цены могут снизиться, поскольку будет больше предложений, а где-то в регионах цены могут и повыситься, если все уйдут в более развитый соседний субъект. В целом, если говорить в масштабе страны, ситуация станет более сбалансированной. Любое устранение административных барьеров хорошо для экономики, а дальше начинаются детали. И можно заранее продумать, как урегулировать проблемы, ввести дополнительные меры поддержки там, где это нужно.
