Агломерации сотрут границы? Новый проект по объединению регионов

/

По сведениям СМИ, в правительстве России разрабатывают стратегию создания межрегиональных агломераций как мягкий вариант объединения субъектов Федерации. Первые агломерации на очереди – Московская (столица и  Подмосковье),   Петербургская (Санкт-Петербург и Ленобласть), Краснодарская, в которую может войти часть Адыгеи,  и Казанская, в которую предполагается включить расположенные в Республике Марий Эл города Волжск и Звенигово. По мнению собеседников РК и авторов Telegram-каналов, по этому проекту пока больше вопросов, чем ответов. Подробности – в обзоре РК.

Мягкий вариант укрупнения

URA.RU со ссылкой на источник, близкий к правительству РФ, сообщает о разработке проекта Фронтальной стратегии развития страны, которая готовится под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина. По данным издания, документ предполагает мягкий вариант объединения субъектов РФ путем создания межрегиональных агломераций.

Источник журналистов утверждает, что уже определены «приоритетные агломерации первого порядка»: Московская, Петербургская, Казанская и Краснодарская.

Столичная агломерация, объединяющая Москву и Московскую область, — самая крупная. Ежедневно из Подмосковья на работу в столицу ездят около 800 тысяч жителей. Часть из них пользуются запущенными в 2019 году Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые соединяют города области и центр Москвы, часть — личным транспортом. Здесь строится Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, проходит по области). Границы между Москвой и Подмосковьем размыты: по сути, это давно единый макрорегион с разными органами управления.

В Санкт-Петербургскую агломерацию входят Петербург и Ленинградская область. Она будет увеличиваться за счет развития «городских электричек» (по образцу МЦД).

В Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи, а в Казанскую – часть Республики Марий Эл (города Волжск и Звенигово).

Собеседники издания ожидают, что создание агломераций приведет к стиранию административных границ вошедших в них регионов.

Кроме того, уточняется, что во Фронтальной стратегии развития страны предусмотрено появление 41 агломерации к 2030 году, в том числе в Нижегородской, Самарской, Калининградской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и других областях.

Напомним, что в конце апреля в СМИ широко обсуждалось заявление вице-премьера Хуснуллина о том, что су­ще­ству­ю­щий прин­цип ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го де­ле­ния Рос­сии мож­но было бы пе­ре­смот­реть и уменьшить чис­ло ре­ги­о­нов пу­тем их укруп­не­ния.

«Я счи­таю, что нам 85 ре­ги­о­нов не нуж­но. Я Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­стью не хочу за­ни­мать­ся – не хочу с точ­ки зре­ния тру­до­за­трат. Ее нуж­но со­еди­нить либо с Ха­ба­ров­ским кра­ем, либо с ка­ким-то дру­гим. <…> Или Кур­ган. По­че­му кур­ган­цы долж­ны жить хуже тю­мен­цев, а жи­вут они в 190 км друг от дру­га? У од­них есть неф­тя­ные до­хо­ды, у дру­гих – нет», – вы­ска­зал­ся Хус­нул­лин в рам­ках круг­ло­го сто­ла в НИУ ВШЭ.

«Точ­кой ро­ста» Хус­нул­лин на­зы­ва­л аг­ло­ме­ра­ции.

Гла­ва ЕАО Ро­сти­слав Гольд­штейн тогда отметил, что во­про­сы объ­еди­не­ния или необъ­еди­не­ния ре­ги­о­нов мо­гут по­ста­вить толь­ко жи­те­ли, «вне за­ви­си­мо­сти от лич­но­го мне­ния Ма­ра­та Ша­кир­зя­но­ви­ча Хус­нул­ли­на».

Взвалить слабых на плечи сильных?

Многие Telegram-каналы скептически оценивают идею создания межрегиональных агломераций. Канал «НЕАЙСИН» считает «притянутым за уши» планируемое включение города Звенигово (Марий Эл), находящегося в 85 км от Казани, в Казанскую агломерацию.

«Почему тогда в рамках Казанской агломерации не рассматривают татарские села Параньгинского района или Балтаси, Алексеевск, Сабы, Рыбную Слободу, которые находятся почти на таком же расстоянии? Им бы автомагистрали или электрички явно не помешали», — отмечает автор.

Канал «Татары и татарочки» уверен, что создание Казанской агломерации с городами из соседней Республики Марий Эл не принесет Татарстану ничего, кроме расходов. По мнению блогеров, весь смысл запускаемого проекта – взвалить слабых на плечи сильных.

«Учитывая незабвенное «хотели как лучше, а получилось как всегда», этот проект выльется в то, что Татарстан вдобавок к федеральной налоговой нагрузке будет вынужден взять на баланс еще и соседние районы. Люди из Волжска (Марий Эл) и так в общей массе трудятся в Казани и Зеленодольске», — рассуждают авторы.

Политолог Геннадий Подлесный (Краснодарский край) считает, что идея создания межрегиональных агломераций нежизнеспособна в России, поскольку для этого необходимы основополагающие вещи: свободное и быстрое перемещение рабочей силы и товаров (сырья).

«К примеру, в Японии агломерации распространяются в условном диаметре 300 км и более. Из одной точки в другую рабочая сила перемещается на электропоездах со скоростью до 200 км/ч. Дороги многополосные, фуры идут 120 км/ч. Отбросьте все остальные показатели, необходимые для успешной работы агломерации, и прикиньте возможности нашей транспортной инфраструктуры обеспечить хотя бы эти два показателя!» — пишет Подлесный в своем Telegram-канале.

Канал «Кубановидение» полагает, что межрегиональные агломерации и общие экономические зоны нужно развивать без изменения административных границ субъектов Федерации.

«На наш взгляд, в правовом поле еще не исчерпан ресурс межрегионального и межмуниципального сотрудничества, построения экономических районов внутри одного федерального округа. Что, кстати, добавило бы им веса. Можно продолжать быть вместе и дружить еще теснее без женитьбы», — высказывают свою точку зрения авторы.

Канал «Краснодарский парень» между тем замечает, что в Краснодарском крае де-юре уже существует агломерация — Большой Сочи, где несколько городов разных размеров вдоль побережья объединены в муниципалитет. Автор подчеркивает, что при всех имеющихся проблемах эта модель работает. Кроме того, эта агломерация скреплена железной дорогой с регулярно курсирующими электричками.

«Так что первое, в чем нуждается Краснодарская агломерация, – в реализации проекта «Наземное метро» (с использованием западного участка ж/д полотна) и строительстве ж/д обхода Краснодара, а также в создании сообщения из центра в аэропорт», — делает вывод автор.

Каковы риски?

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев сомневается, что агломерации станут локомотивом развития остальных территорий.

«Скорее всего, агломерации станут такими закрытыми территориями, которые будут заниматься сами собой», — заметил Журавлев.

Собеседник РК объясняет, чем может быть опасен такой подход к пространственному развитию страны.

«Если мы перестанем заниматься своими провинциями, а сосредоточимся только на уже развитых крупных городах и их «предполье», то мы, конечно, сильно сэкономим бюджет, поскольку и дороги там есть, и социальная инфраструктура – ничего делать особо не надо. При этом остальные территории мы просто не сможем экономически удержать – там все равно живут люди, и они все равно как-то будут жить. Если ими не будем заниматься мы, ими будут заниматься китайцы, например» — сказал Журавлев.

По его словам, идея агломераций выгодна Минфину, который таким образом надеется сэкономить бюджет. При этом Журавлев надеется, что в правительстве найдутся противники создания агломераций, которые докажут, что нужно вкладывать деньги в развитие провинции.

По словам политолога Дмитрия Солонникова, обсуждающиеся в СМИ планы по созданию межрегиональных агломераций пока вызывают больше вопросов, чем ответов. Эксперт подчеркивает, что создание агломераций и объединение регионов – совершенно разные процессы.

Солонников признает, что создание агломераций – это мировой тренд, однако пока непонятно, как он может быть юридически оформлен в российских реалиях. Например, неясно, как будут распределяться налоги между регионами в рамках агломерации.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал рассматривает проект по созданию агломераций с точки зрения развития бизнеса. По мнению эксперта, предприниматели в данном случае вряд ли будут в числе проигравших.

«С точки зрения бизнеса, в принципе, все равно, с какими чиновниками взаимодействовать. Единственное, в небольших субъектах, где выстроились рабочие отношения между малым бизнесом и чиновниками (на примере «Опоры» мы наблюдаем ряд таких регионов), коммуникации могут нарушиться. Но в основном с точки зрения бизнеса каких-то особых рисков, как и минусов, я не вижу», — сказал Сигал.

При этом собеседник РК не верит в то, что создание агломераций ускорит развитие глубокодотационных регионов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: