1.Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов  

Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов в мае фор­ми­ро­ва­лась с ак­цен­том на си­стем­ной и ком­плекс­ной ра­бо­те по укреп­ле­нию эко­но­ми­че­ско­го един­ства стра­ны.

Во-пер­вых, со­хра­ня­ет­ся осо­бое вни­ма­ние ру­ко­вод­ства стра­ны к по­гра­нич­ным тер­ри­то­ри­ям, обо­зна­чен­ным в Стра­те­гии про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия до 2025 года в ка­че­стве гео­ст­ра­те­ги­че­ских. Так, пре­зи­дент пред­ва­ри­тель­но под­дер­жал на­ча­ло раз­ра­бот­ки биз­нес-пла­на для со­зда­ния глу­бо­ко­вод­но­го пор­та в Ян­тар­ном (Ка­ли­нин­град­ская об­ласть). Гла­ва Минэко­но­мраз­ви­тия Мак­сим Ореш­кин про­вел со­ве­ща­ние по во­про­сам эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Тывы. Было пред­ва­ри­тель­но за­яв­ле­но, что Минэко­но­мраз­ви­тия бу­дет та­к­же ку­ри­ро­вать ре­ше­ние ана­ло­гич­ных за­дач для Рес­пуб­ли­ки Ал­тай и Ка­ре­лии. Ча­стью этой стра­те­гии, оче­вид­но,  яв­ля­ет­ся со­ве­ща­ние по раз­ви­тию Аст­ра­хан­ской об­ла­сти, про­шед­шее в этом субъ­ек­те под ру­ко­вод­ством Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

Хотя та­кая по­ли­ти­ка Крем­ля свя­за­на с кур­сом на раз­ви­тие внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей и меж­ду­на­род­ных транс­порт­ных ко­ри­до­ров (на­при­мер, в ходе со­ве­ща­ния по раз­ви­тию Аст­ра­хан­ской об­ла­сти, есте­ствен­но, упо­ми­нал­ся МТК «Се­вер-Юг»), не ме­нее зна­чи­мой за­да­чей, ко­то­рую ста­вят пе­ред со­бой фе­де­раль­ные вла­сти, яв­ля­ет­ся со­зда­ние до­пол­ни­тель­ных ос­но­ва­ний для укреп­ле­ния един­ства стра­ны в эко­но­ми­че­ской и управ­лен­че­ской сфе­рах. Та­кой ин­те­рес цен­тра к гео­ст­ра­те­ги­че­ским при­гра­нич­ным тер­ри­то­ри­ям озна­ча­ет и бо­лее жест­кий кон­троль (как за ре­а­ли­за­ци­ей про­ек­тов, так и за си­ту­а­ци­ей в этих ре­ги­о­нах в це­лом), и бо­лее вы­со­кий уро­вень ожи­да­ний от ру­ко­вод­ства субъ­ек­тов со сто­ро­ны прес­сы и об­ще­ствен­но­сти. На­при­мер, даже сдер­жан­ная пуб­лич­ная кри­ти­ка пре­зи­ден­том си­ту­а­ции в Аст­ра­хан­ской об­ла­сти была вос­при­ня­та мно­ги­ми на­блю­да­те­ля­ми как ис­точ­ник се­рьез­ных рис­ков для ру­ко­вод­ства ре­ги­о­на (с за­ме­ча­ни­я­ми гла­вы го­су­дар­ства ряд экс­пер­тов свя­зы­ва­ли, на­при­мер, от­став­ку ру­ко­во­ди­те­ля ад­ми­ни­стра­ции гла­вы ре­ги­о­на  Ка­на­та Шан­ти­ми­ро­ва).

Во-вто­рых, с за­да­чей укреп­ле­ния эко­но­ми­че­ско­го един­ства стра­ны свя­за­но вни­ма­ние цен­тра к раз­ви­тию сель­ских тер­ри­то­рий. Со­ве­ща­ние по этой теме под ру­ко­вод­ством Дмит­рия Мед­ве­де­ва с уча­сти­ем вице-пре­мье­ра Алек­сея Гор­де­е­ва и ми­ни­стра сель­ско­го хо­зяй­ства Дмит­рия Патру­ше­ва со­сто­я­лось в мае в Во­ро­не­же. 4 июня  гла­ва пра­ви­тель­ства за­явил, что  гос­про­грам­ма на пе­ри­од до 2025 года, под­го­тов­лен­ная Мин­сель­хоз­ом РФ, офи­ци­аль­но утвер­жде­на. Ха­рак­тер­но, что осо­бый ин­те­рес к этой теме про­яви­ло и ру­ко­вод­ство «Еди­ной Рос­сии» — сек­ре­тарь Ген­со­ве­та пар­тии Ан­дрей Тур­чак при­звал при­дать гос­про­грам­ме ста­тус на­ци­о­наль­но­го про­ек­та. «Еди­ная Рос­сия» за­яв­ля­ет о фор­ми­ро­ва­нии под сво­ей эги­дой ка­на­ла пря­мой ком­му­ни­ка­ции меж­ду цен­тром и сель­ски­ми тер­ри­то­ри­я­ми (а зна­чит, и кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей со­от­вет­ству­ю­щих пла­нов на ме­стах), что осо­бен­но важ­но, учи­ты­вая объ­е­мы фи­нан­си­ро­ва­ния, ко­то­рые бу­дут на­прав­ле­ны на ре­а­ли­за­цию гос­про­грам­мы. При этом ру­ко­вод­ство пра­ви­тель­ства дает по­нять, что счи­та­ет ка­на­лы ком­му­ни­ка­ции и кон­тро­ля под эги­дой «Еди­ной Рос­сии» весь­ма эф­фек­тив­ны­ми от­сю­да про­ве­де­ние прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но  те­ма­ти­че­ско­го со­ве­ща­ния под ру­ко­вод­ством пре­мье­ра и Фо­ру­ма сель­ских де­пу­та­тов, ор­га­ни­зо­ван­но­го пар­ти­ей. Учи­ты­вая, что па­рал­лель­но  пар­тия ве­дет ра­бо­ту по кон­тро­лю за ре­а­ли­за­ци­ей на­ци­о­наль­ных про­ек­тов, уси­ли­ва­ет­ся кон­троль­ная и ком­му­ни­ка­тив­ная функ­ция «Еди­ной Рос­сии», рас­ши­ря­ет­ся ее вли­я­ния в том чис­ле на ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­ку. На этом фоне вы­дви­же­ние 11 из 18 глав ре­ги­о­нов и врио гу­бер­на­то­ров, вы­хо­дя­щих на вы­бо­ры в 2019 году, от этой «Еди­ной Рос­сии» (во­пре­ки про­гно­зам о то­таль­ном ди­стан­ци­ро­ва­нии этих ру­ко­во­ди­те­лей от пар­тии) яв­ля­ет­ся ло­гич­ным ша­гом, как и со­хра­не­ние ин­те­ре­са пред­ста­ви­те­лей элит в ре­ги­о­нах к про­во­ди­мым ею прай­ме­риз.

В-тре­тьих, в мае ярко про­яви­лась со­ци­аль­ная со­став­ля­ю­щая ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки Крем­ля. По­ка­за­тель­но, что од­ним из круп­ных ме­ро­при­я­тий на­ча­ла ме­ся­ца с уча­сти­ем Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на ста­ло за­се­да­ние Со­ве­та по стра­те­ги­че­ско­му раз­ви­тию и на­ци­о­наль­ным про­ек­там, на ко­то­ром за­мет­ное вни­ма­ние было уде­ле­но со­ци­аль­ной сфе­ре. Се­рьез­ные во­про­сы к тем­пам ре­а­ли­за­ции нац­про­ек­тов, по­став­лен­ные пре­зи­ден­том, мо­гут сви­де­тель­ство­вать о том, что  зна­чи­мость про­ве­де­ния эф­фек­тив­ной со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки как важ­но­го кри­те­рия оцен­ки ра­бо­ты гу­бер­на­то­ров та­к­же мо­жет воз­рас­ти. До сих пор в по­ли­ти­ке гу­бер­на­то­ров-«тех­но­кра­тов» в це­лом ряде слу­ча­ев мож­но было на­блю­дать сле­ду­ю­щую тен­ден­цию: на пер­вых эта­пах по­сле вступ­ле­ния в долж­ность они уде­ля­ли при­о­ри­тет­ное вни­ма­ние ре­ше­нию чи­сто эко­но­ми­че­ских во­про­сов и внед­ре­нию бо­лее эф­фек­тив­ных управ­лен­че­ских прак­тик в сво­их ре­ги­о­нах, а за­тем воз­рас­та­ло их вни­ма­ние к соб­ствен­но со­ци­аль­ной по­ли­ти­ке. Но на фоне при­о­ри­те­тов, обо­зна­чен­ных Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным, вполне ве­ро­ят­но, что роль со­ци­аль­ной со­став­ля­ю­щей про­во­ди­мо­го кур­са уже на пер­вых эта­пах ра­бо­ты та­ких гу­бер­на­то­ров бу­дет воз­рас­тать.  

2.От­но­ше­ния в эли­тах и ре­ги­о­наль­ные внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты  

К кон­цу мая 2019 года за­вер­шил­ся зна­ко­вый этап транс­фор­ма­ции си­сте­мы вла­сти в ре­ги­о­нах, в ко­то­рых в мар­те были на­зна­че­ны но­вые врио гу­бер­на­то­ров. Как пра­ви­ло, при­мер­но че­рез два ме­ся­ца по­сле на­зна­че­ния но­вых ру­ко­во­ди­те­лей субъ­ек­тов до­ста­точ­но ярко про­яв­ля­ет­ся их стиль в по­ли­ти­ке и кад­ро­вой ра­бо­те. Кад­ро­вая по­ли­ти­ка но­вых врио гу­бер­на­то­ров в пер­вые два ме­ся­ца по­сле на­зна­че­ния про­во­дит­ся пре­иму­ще­ствен­но по двум ос­нов­ным сце­на­ри­ям.

Пер­вый – курс на мак­си­маль­но быст­рую кад­ро­вую пе­ре­за­груз­ку с при­вле­че­ни­ем кад­ров, за­мет­ная часть ко­то­рых по­стро­и­ла ка­рье­ру в фе­де­раль­ных ор­га­нах вла­сти или даже яв­ля­ют­ся внеш­ни­ми по от­но­ше­нию к ре­ги­о­ну. По­доб­ный под­ход де­мон­стри­ру­ет врио гла­вы Кал­мы­кии Бату Ха­си­ков. На­при­мер, на­зна­чен­ный им гла­ва пра­ви­тель­ства ре­ги­о­на Юрий Зай­цев – уро­же­нец Мос­ков­ской об­ла­сти, ра­нее ра­бо­тав­ший ген­ди­рек­то­ром «МРСК Се­вер­но­го Кав­ка­за»; ми­нистр по зе­мель­ным и иму­ще­ствен­ным от­но­ше­ни­ям Ан­джа Та­чи­ев бо­лее 10 лет про­ра­бо­тал в Ро­си­му­ще­стве, а ра­нее – в Ро­сре­ест­ре. Та­кой кад­ро­вый под­ход впи­сы­ва­ет­ся в фе­де­раль­ные трен­ды, но мо­жет при­ве­сти к ин­тен­си­фи­ка­ции ин­фор­ма­ци­он­ных атак про­тив но­во­го ру­ко­во­ди­те­ля – и дей­стви­тель­но, кри­ти­ка в ад­рес Бату Ха­си­ко­ва как в ряде ре­ги­о­наль­ных, так и в фе­де­раль­ных СМИ ста­ла уси­ли­вать­ся. При та­ком сце­на­рии у но­во­го ру­ко­во­ди­те­ля огра­ни­че­но про­стран­ство для ма­нев­ра. В усло­ви­ях из­би­ра­тель­ной кам­па­нии ну­жен либо вы­со­кий стар­то­вый рей­тинг, да­ю­щий за­пас проч­но­сти, либо быст­рые ося­за­е­мые ре­зуль­та­ты но­вой ко­ман­ды (как при ре­ше­нии ост­рых со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­блем внут­ри ре­ги­о­на, так и при лоб­би­ро­ва­нии его ин­те­ре­сов в фе­де­раль­ном цен­тре).

Близ­кий под­ход про­де­мон­стри­ро­вал врио гла­вы Мур­ман­ской об­ла­сти Ан­дрей Чи­бис – зна­ко­вые от­став­ки в пра­ви­тель­стве ре­ги­о­на со­сто­я­лись еще в мар­те 2019 года, вско­ре по­сле его на­зна­че­ния (в чис­ле пер­вых оста­ви­ли свои долж­но­сти гла­ва об­ласт­но­го Мин­здра­ва Ва­ле­рий Пе­ре­тру­хин и пер­вый вице-гу­бер­на­тор Алек­сей Тю­ка­вин). Ряд зна­чи­мых долж­но­стей в ко­ман­де гу­бер­на­то­ра за­ня­ли лица, стро­ив­шие ка­рье­ру за пре­де­ла­ми ре­ги­о­на (как пер­вый вице-гу­бер­на­тор Ок­са­на Дем­чен­ко или но­вый ми­нистр стро­и­тель­ства и тер­ри­то­ри­аль­но­го раз­ви­тия ре­ги­о­на Мак­сим Рудь).

Бо­лее осто­рож­ный ва­ри­ант это­го сце­на­рия — кад­ро­вая по­ли­ти­ка врио гла­вы Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сея Тексле­ра. По­сле его при­хо­да со­сто­я­лись от­став­ки зна­ко­вых фи­гур, ра­бо­тав­ших в про­шлой ад­ми­ни­стра­ции (в част­но­сти, вице-гу­бер­на­то­ров Рус­ла­на Гат­та­ро­ва и Ев­ге­ния Теф­те­ле­ва) с при­вле­че­ни­ем в ко­ман­ду лиц с опы­том ра­бо­ты в дру­гих ре­ги­о­нах и в фе­де­раль­ных струк­ту­рах (при­мер — на­зна­че­ние вице-гу­бер­на­то­ром Его­ра Ко­валь­чу­ка, на­чи­нав­ше­го ка­рье­ру на Юж­ном Ура­ле, но за­тем ра­бо­тав­шим в ад­ми­ни­стра­ции ХМАО и в Мин­строе).

Вто­рой сце­на­рий — осто­рож­ный кад­ро­вый под­ход при фор­ми­ро­ва­нии пра­ви­тель­ства при стрем­ле­нии кон­со­ли­ди­ро­вать от­кры­тую к диа­ло­гу часть ре­ги­о­наль­ных элит. Это не ис­клю­ча­ет ре­а­ли­за­ции за­про­са на пе­ре­за­груз­ку си­сте­мы вла­сти (на­при­мер, при фор­ми­ро­ва­нии ре­ги­о­наль­но­го пар­ла­мен­та). Ярко вы­ра­жен­ный при­мер та­ко­го сце­на­рия – кад­ро­вая стра­те­гия врио гла­вы Рес­пуб­ли­ки Ал­тай Оле­га Хо­ро­хор­ди­на. На ко­нец мая 2019 года он со­хра­нил ко­стяк пра­ви­тель­ства ре­ги­о­на, сфор­ми­ро­вав­ший­ся при его пред­ше­ствен­ни­ке (зна­ко­вым ис­клю­че­ни­ем ста­ла от­став­ка по соб­ствен­но­му же­ла­нию пер­во­го вице-пре­мье­ра Ро­бер­та Паль­тал­ле­ра). При этом ини­ци­а­ти­ва врио гла­вы рес­пуб­ли­ки по со­зда­нию Цен­тра раз­ви­тия ре­ги­о­на по­лу­чи­ла под­держ­ку в том чис­ле оп­по­нен­тов его пред­ше­ствен­ни­ка – на­при­мер, экс-пре­мье­ра Вла­ди­ми­ра Пет­ро­ва, а ито­ги прай­ме­риз «Еди­ной Рос­сии» на­ка­нуне вы­бо­ров в Гос­со­бра­ние-Эл Ку­рул­тай го­во­рят о кур­се на за­мет­ную пе­ре­за­груз­ку за­ко­но­да­тель­ной вла­сти. Курс на пе­ре­за­груз­ку ис­пол­ни­тель­ной вла­сти та­к­же был обо­зна­чен – в рам­ках про­ве­де­ния от­кры­то­го кон­кур­са управ­лен­че­ских кад­ров для фор­ми­ро­ва­ния «Ко­ман­ды раз­ви­тия». Та­кой осто­рож­ный, но не кон­сер­ва­тив­ный под­ход дает врио гла­вы ре­ги­о­на се­рьез­ное про­стран­ство для ма­нев­ра, поз­во­ляя сфор­ми­ро­вать ши­ро­кую об­ще­ствен­ную и внут­ри­э­лит­ную ко­а­ли­цию. 

Под­ход, по ряду ас­пек­тов близ­кий к это­му сце­на­рию, в ап­ре­ле-мае 2019 года де­мон­стри­ро­вал врио гла­вы Орен­бург­ской об­ла­сти Де­нис Пас­лер. В этот пе­ри­од про­во­ди­лась осто­рож­ная кад­ро­вая по­ли­ти­ка на уровне ре­ги­о­наль­но­го пра­ви­тель­ства при пе­ре­ста­нов­ках на му­ни­ци­паль­ном уровне, в том чис­ле со­про­вож­дав­ших­ся жест­кой кри­ти­кой со сто­ро­ны но­во­го ру­ко­во­ди­те­ля Орен­бур­жья (по­ка­за­тель­на от­став­ка мэра Ор­ска Ан­дрея Один­цо­ва).

В це­лом внут­ри­э­лит­ные про­ти­во­ре­чия в ре­ги­о­нах, куда при­шли но­вые управ­лен­че­ские ко­ман­ды, за­кан­чи­ва­ют­ся по край­ней мере вре­мен­ным ком­про­мис­сом на пе­ри­од из­би­ра­тель­ной кам­па­нии. Пред­ва­ри­тель­но мож­но ожи­дать, что в на­зва­ных выше ре­ги­о­нах в кон­це июня-июле 2019 года бу­дет за­мет­но сни­же­ние ин­тен­сив­но­сти ин­фор­ма­ци­он­ных атак про­тив врио гу­бер­на­то­ров. В то же вре­мя чем ин­тен­сив­нее была кри­ти­ка в от­но­ше­нии неко­то­рых из этих ру­ко­во­ди­те­лей в ап­ре­ле-мае 2019 года, тем бо­лее за­мет­ной бу­дет инер­ция вы­хо­да скеп­ти­че­ских ма­те­ри­а­лов о них в те­че­ние лета.

 

3.Рей­тинг вли­я­ния глав субъ­ек­тов РФ  

Клю­че­вы­ми тен­ден­ци­я­ми мая, кос­нув­ши­ми­ся пред­ста­ви­те­лей гу­бер­на­тор­ско­го кор­пу­са, ста­ли уси­ле­ние по­зи­ций боль­шин­ства врио глав ре­ги­о­нов, а та­к­же ру­ко­во­ди­те­лей ре­ги­о­нов, вы­сту­пив­ших с соб­ствен­ны­ми ини­ци­а­ти­ва­ми по зна­чи­мым со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским во­про­сам; ра­бо­та фе­де­раль­ных ве­домств по сти­му­ли­ро­ва­нию эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия гео­ст­ра­те­ги­че­ских тер­ри­то­рий; ан­ти­кор­руп­ци­он­ная по­ли­ти­ка вла­стей, а та­к­же про­тестные кам­па­нии в неко­то­рых го­ро­дах, по­лу­чив­шие фе­де­раль­ный ре­зо­нанс. 

В мае про­дол­жил­ся вос­хо­дя­щий тренд для боль­шин­ства врио глав ре­ги­о­нов. Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции врио гла­вы Са­ха­лин­ской об­ла­сти Ва­ле­рия Ли­ма­рен­ко (пе­ре­ме­ща­ет­ся с 32-го на 29-е ме­сто) – в ходе ви­зи­та в ре­ги­он вице-пре­мьер РФ Юрий Трут­нев на­пом­нил о пла­нах по стро­и­тель­ству со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры в цен­трах эко­но­ми­че­ско­го ро­ста дан­но­го субъ­ек­та РФ (на эти цели вы­де­ле­но око­ло 78,9 млрд. руб­лей). Уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние врио гла­вы Ли­пец­кой об­ла­сти Иго­ря Ар­та­мо­но­ва (с 34-го на 31-е ме­сто). Раз­ви­ва­ет­ся вос­хо­дя­щий тренд для врио гу­бер­на­то­ра Кур­ской об­ла­сти Ро­ма­на Ста­ро­вой­та (с 44-го на 37-е ме­сто), под эги­дой ко­то­ро­го в рам­ках «Ма­стер­ских про­ек­тов» были со­бра­ны пред­ло­же­ния жи­те­лей по улуч­ше­нию со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской и ин­фра­струк­тур­ной си­ту­а­ции в ре­ги­оне. По­лу­ча­ют до­пол­ни­тель­ные по­ли­ти­че­ские очки врио гла­вы Кур­ган­ской об­ла­сти Ва­дим Шум­ков (с 48-го на 41-е ме­сто) и врио гу­бер­на­то­ра За­бай­каль­ско­го края Алек­сандр Оси­пов (с 76-го на 71-е ме­сто), пред­при­няв­шие опе­ра­тив­ные меры по ока­за­нию по­мо­щи жи­те­лям тер­ри­то­рий, по­стра­дав­шим от лес­ных по­жа­ров. Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции врио гу­бер­на­то­ра Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сея Тексле­ра (с 53-го на 45-е ме­сто, пе­ре­хо­дит в груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем), вы­сту­пив­ше­го с ини­ци­а­ти­ва­ми в сфе­ре пе­ре­рас­пре­де­ле­ния со­би­ра­е­мых в ре­ги­оне на­ло­гов, в том чис­ле – о де­ся­ти­крат­ном уве­ли­че­нии от­чис­ле­ний зе­мель­но­го на­ло­га в поль­зу внут­ри­го­род­ских рай­о­нов об­ласт­но­го цен­тра. Уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние врио гла­вы Мур­ман­ской об­ла­сти Ан­дрея Чи­би­са (с 67-го на 62-е ме­сто) – пра­ви­тель­ство  под­дер­жа­ло его пред­ло­же­ние не рас­про­стра­нять аук­ци­он­ный ме­ха­низм на вы­лов рыбы. На та­ком ре­ше­нии на­ста­и­ва­ли ры­бо­про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия ре­ги­о­на. Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции врио гла­вы Орен­бург­ской об­ла­сти Де­ни­са Пас­ле­ра (с 68-го на 64-е ме­сто), объ­явив­ше­го о рас­ши­ре­нии усло­вий для под­держ­ки ин­ве­сто­ров, при­хо­дя­щих в ре­ги­он. Раз­ви­ва­ет­ся вос­хо­дя­щий тренд для врио гла­вы Рес­пуб­ли­ки Ал­тай Оле­га Хо­ро­хор­ди­на (с 79-го на 69-е ме­сто) – со­зда­ние им Цен­тра раз­ви­тия ре­ги­о­на по­лу­чи­ло под­держ­ку ряда вли­я­тель­ных фи­гур ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки, в том чис­ле вы­сту­пав­ших кри­ти­ка­ми преды­ду­ще­го ру­ко­вод­ства ре­ги­о­на. Уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние врио гла­вы Кал­мы­кии Быту Ха­си­ко­ва (с 83-го на 73-е ме­сто), в под­держ­ку ко­то­ро­го вы­ска­за­лось ряд вли­я­тель­ных чи­нов­ни­ков, свя­зан­ных с рес­пуб­ли­кой.

До­пол­ни­тель­ные по­ли­ти­че­ские очки по­лу­ча­ют гу­бер­на­то­ры, вы­сту­пив­шие с соб­ствен­ны­ми ини­ци­а­ти­ва­ми в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской сфе­ре. Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра При­мор­ско­го края Оле­га Ко­же­мя­ко (с 8-го на 6-е ме­сто), пред­ло­жив­ше­го обя­зать рос­сий­ские суда за­хо­дить для ре­мон­та в рос­сий­ские пор­ты. По­сле по­зи­тив­ной оцен­ки си­ту­а­ции в Мор­до­вии Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным, а та­к­же се­рии встреч гла­вы рес­пуб­ли­ки с пред­ста­ви­те­ля­ми  круп­но­го биз­не­са (в том чис­ле с пре­зи­ден­том ВТБ Ан­дре­ем Ко­сти­ным) по по­во­ду ре­а­ли­за­ции ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов в ре­ги­оне уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние Вла­ди­ми­ра Вол­ко­ва (с 9-го на 7-е ме­сто). По­лу­ча­ет до­пол­ни­тель­ные по­ли­ти­че­ские очки гла­ва Бел­го­род­ской об­ла­сти Ев­ге­ний Са­вчен­ко (с 21-го на 18-е ме­сто, пе­ре­хо­дит в груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем), вы­сту­пив­ший на Фо­ру­ме сель­ских де­пу­та­тов «Еди­ной Рос­сии» с ря­дом ини­ци­а­тив по раз­ви­тию сель­ских тер­ри­то­рий (в том чис­ле по по­во­ду вве­де­ния  до­пол­ни­тель­ных на­ло­гов на при­быль аг­ро­хол­дин­гов).

По­зи­тив­ные ин­фор­ма­ци­он­ные по­во­ды для  гу­бер­на­то­ров со­зда­ет вни­ма­ние к их ре­ги­о­нам со сто­ро­ны фе­де­раль­но­го ру­ко­вод­ства. Так, про­яв­ля­ет­ся вос­хо­дя­щий тренд для гла­вы Да­ге­ста­на Вла­ди­ми­ра Ва­си­лье­ва (с 19-го на 15-е ме­сто) — по­сле со­об­ще­ний о том, что рес­пуб­ли­ка по­лу­чит око­ло 11 млрд. руб­лей из фе­де­раль­но­го бюд­же­та на ре­а­ли­за­цию про­грам­мы по сни­же­нию по­терь элек­тро­энер­гии. До­пол­ни­тель­ные по­ли­ти­че­ские очки по­лу­ча­ет гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти Алек­сандр Дроз­ден­ко (с 22-го на 17-е ме­сто, пе­ре­хо­дит в груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем), по­сле встре­чи с гла­вой пра­ви­тель­ства Дмит­ри­ем Мед­ве­де­вым  за­явив­ший о под­твер­жде­нии фе­де­раль­но­го со­фи­нан­си­ро­ва­ния стро­и­тель­ства мо­стов че­рез реки Вол­хов и Свирь и ряде дру­гих про­ек­тов в сфе­ре до­рож­но­го стро­и­тель­ства.

Фак­то­ром рис­ка для гу­бер­на­то­ров оста­ют­ся неудач­ные ре­ше­ния в ра­бо­те с эли­та­ми, об­ще­ствен­ным мне­ни­ем и ме­диа-по­вест­кой. На фоне скеп­ти­че­ских оце­нок по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния врио гла­вы Санкт-Пе­тер­бур­га на­ка­нуне офи­ци­аль­но­го стар­та пред­вы­бор­ной кам­па­нии, а та­к­же ряда неко­то­рых про­тестных ак­ций в ре­ги­оне (на­при­мер, вы­ступ­ле­ний об­ма­ну­тых доль­щи­ков) те­ря­ет по­ли­ти­че­ские очки Алек­сандр Бег­лов (с 6-го на 9-е ме­сто). По­сле по­лу­чив­ше­го нега­тив­ный ре­зо­нанс вы­ска­зы­ва­ния Ан­то­на Али­ха­но­ва по по­во­ду оче­ре­дей в дет­са­ды («ко­гда…кто-то не смо­жет по­пасть в дет­ский сад по оче­ре­ди, это не моя про­бле­ма, это ваша про­бле­ма») незна­чи­тель­но осла­бе­ва­ют по­зи­ции гла­вы Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти (с 13-го на 14-е ме­сто). При этом укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гла­вы Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окру­га На­та­льи Ко­ма­ро­вой (с 14-го на 13-е ме­сто) – ве­ро­ят­но, по­сле про­ве­де­ния «Пря­мой ли­нии» с жи­те­ля­ми и встре­чи с доль­щи­ка­ми Сур­гу­та.

Ре­зо­нанс­ные про­тестные кам­па­нии при­во­дят к ослаб­ле­нию вли­я­ния гу­бер­на­то­ра Сверд­лов­ской об­ла­сти Ев­ге­ния Куй­ва­ше­ва (по­сле се­рии улич­ных ак­ций про­тив стро­и­тель­ства хра­ма в скве­ре у драм­те­ат­ра в Ека­те­рин­бур­га он пе­ре­ме­ща­ет­ся в рей­тин­ге с 17-го на 27-е ме­сто, по­ки­дая груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем) и гла­вы Ар­хан­гель­ской об­ла­сти Иго­ря Ор­ло­ва (на фоне про­дол­жа­ю­щих­ся вы­ступ­ле­ний про­тив со­зда­ния по­ли­го­на ТБО в Ши­е­се пе­ре­хо­дит с 69-го на 84-е ме­сто).

Зна­чи­мым фак­то­ром ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки оста­ют­ся ан­ти­кор­руп­ци­он­ные про­цес­сы на ме­стах. Так, те­ря­ет по­ли­ти­че­ские очки гу­бер­на­тор Крас­но­дар­ско­го края Ве­ни­а­мин Кон­дра­тьев (с 16-го на 19-е ме­сто) – оче­вид­но, по­сле воз­буж­де­ния уго­лов­но­го дела про­тив зам­ми­ни­стра сель­ско­го хо­зяй­ства ре­ги­о­на и его под­чи­нен­но­го за по­лу­че­ние взят­ки. Нега­тив­ным ин­фор­ма­ци­он­ным по­во­дом для ру­ко­вод­ства края ста­ла и мас­со­вая дра­ка меж­ду кур­да­ми и ка­за­ка­ми в ста­ни­це Ба­кин­ская.  

Гла­ва субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Ме­сто в рей­тин­ге Ме­сто в рей­тин­ге в ап­ре­ле Сред­ний балл
 

Очень силь­ное вли­я­ние

Со­бя­нин Сер­гей Се­мё­но­вич

Мэр го­ро­да Москва

1 1 8,29
Ка­ды­ров Рам­зан Ах­ма­то­вич

Гла­ва Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки

2 2 8,14
Мин­ни­ха­нов Ру­стам Нур­га­ли­е­вич

Пре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан

3 3 8,00
Дю­мин Алек­сей Ген­на­дье­вич

Гу­бер­на­тор Туль­ской об­ла­сти

4 4 7,57
Во­ро­бьев Ан­дрей Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Мос­ков­ской об­ла­сти

5 5 7,29
Ко­же­мя­ко Олег Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор При­мор­ско­го края
6 8 7,04
Вол­ков Вла­ди­мир Дмит­ри­е­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия

7 9 6,83
Аза­ров Дмит­рий Иго­ре­вич
Гу­бер­на­тор Са­мар­ской об­ла­сти
8 7 6,50
Бег­лов Алек­сандр Дмит­ри­е­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра го­ро­да Санкт-Пе­тер­бург
9 6 6,25
Ни­ки­тин Глеб Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ни­же­го­род­ской об­ла­сти
10 10 6,17
Моор Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти
11 12 6,00
Усс Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­яр­ско­го края
12 11 5,90
Ко­ма­ро­ва На­та­лья Вла­ди­ми­ров­на

Гу­бер­на­тор Хан­ты-Ман­сий­ско­го АО – Югра

13 14 5,87
Али­ха­нов Ан­тон Ан­дре­евич

Гу­бер­на­тор Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти

14 13 5,83
Ва­си­льев Вла­ди­мир Аб­ду­а­ли­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан
15 19 5,80
Трав­ни­ков Ан­дрей Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Но­во­си­бир­ской об­ла­сти
16 15 5,75
Дроз­ден­ко Алек­сандр Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти

17 22 5,71
Са­вчен­ко Ев­ге­ний Сте­па­но­вич

Гу­бер­на­тор Бел­го­род­ской об­ла­сти

18       21 5,67
Кон­дра­тьев Ве­ни­а­мин Ива­но­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции (гу­бер­на­тор) Крас­но­дар­ско­го края
19 16 5,60
Бре­ча­лов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва Уд­мурт­ской рес­пуб­ли­ки
20 18 5,57
 

Силь­ное вли­я­ние

Иг­на­тьев Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич

Гла­ва Чу­ваш­ской Рес­пуб­ли­ки

21 26 5,50
Ха­би­ров Ра­дий Фа­ри­то­вич
И.о. гла­вы Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан
22 20 5,48
Ни­ки­тин Ан­дрей Сер­ге­е­вич

Гу­бер­на­тор Нов­го­род­ской об­ла­сти

23 25 5,44
Ар­тю­хов Дмит­рий Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Яма­ло-Ненец­ко­го АО
24 24 5,35
Ак­сё­нов Сер­гей Ва­ле­рье­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Крым

25 23 5,32
Гу­сев Алек­сандр Вик­то­ро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти  

26 27 5,25
Куй­ва­шев Ев­ге­ний Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Сверд­лов­ской об­ла­сти

27 17 5,20
Ра­да­ев Ва­ле­рий Ва­си­лье­вич

Гу­бер­на­тор Са­ра­тов­ской об­ла­сти

28 37 5,17
Ли­ма­рен­ко Ва­ле­рий Иго­ре­вич

И.о. гу­бер­на­то­ра Са­ха­лин­ской об­ла­сти

29 32 5,14
Ру­де­ня Игорь Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Твер­ской об­ла­сти
30 28 5,10
Ар­та­мо­нов Игорь Ге­ор­ги­е­вич
И.о. гла­вы ад­ми­ни­стра­ции Ли­пец­кой об­ла­сти
31 34 5,05
Кув­шин­ни­ков Олег Алек­сан­дро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ло­год­ской об­ла­сти

32 31 5,00
Мо­ро­зов Сер­гей Ива­но­вич

гу­бер­на­тор Улья­нов­ской об­ла­сти

33 36 4,96
Илю­хин Вла­ди­мир Ива­но­вич

Гу­бер­на­тор Кам­чат­ско­го края

34 29 4,92
Ми­ро­нов Дмит­рий Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Яро­слав­ской об­ла­сти
35 35 4,90
Ре­шет­ни­ков Мак­сим Ген­на­дье­вич

Гу­бер­на­тор Перм­ско­го края

36 30 4,87
Ста­ро­войт Ро­ман Вла­ди­ми­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Кур­ской об­ла­сти
37 44 4,85
Вос­кре­сен­ский Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ива­нов­ской об­ла­сти
38 38 4,83
Ев­сти­фе­ев Алек­сандр Алек­сан­дро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ма­рий Эл
39 52 4,79
Ко­ков Каз­бек Ва­ле­рье­вич
И.о. гла­вы Ка­бар­ди­но–Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки
40 39 4,75
Шум­ков Ва­дим Ми­хай­ло­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Кур­ган­ской об­ла­сти
41 48 4,71
Лю­би­мов Ни­ко­лай Вик­то­ро­вич

Гу­бер­на­тор Ря­зан­ской об­ла­сти

42 33 4,68
Ост­ров­ский Алек­сей Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Смо­лен­ской об­ла­сти

43 42 4,66
Но­сов Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ма­га­дан­ской об­ла­сти
44 40 4,60
Текслер Алек­сей Лео­ни­до­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Че­ля­бин­ской об­ла­сти
45 53 4,57
Бур­ков Алек­сандр Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Ом­ской об­ла­сти
46 43 4,55
Ци­ви­лёв Сер­гей Ев­ге­нье­вич

Гу­бер­на­тор Ке­ме­ров­ской об­ла­сти

47 41 4,52
Жвач­кин Сер­гей Ана­то­лье­вич

Гу­бер­на­тор Том­ской об­ла­сти

48 47 4,50
Го­лу­бев Ва­си­лий Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ро­стов­ской об­ла­сти

49 49 4,48
Ов­сян­ни­ков Дмит­рий Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Се­ва­сто­по­ля
50 50 4,45
 

Сред­нее вли­я­ние

Ар­та­мо­нов Ана­то­лий Дмит­ри­е­вич

Гу­бер­на­тор Ка­луж­ской об­ла­сти

51 46 4,43
Бо­ча­ров Ан­дрей Ива­но­вич

Гу­бер­на­тор Вол­го­град­ской об­ла­сти

52 54 4,40
Мо­ро­зов Сер­гей Пет­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Аст­ра­хан­ской об­ла­сти
53 51 4,37
Ве­дер­ни­ков Ми­ха­ил Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Псков­ской об­ла­сти
54 45 4,33
Ни­ко­ла­ев Ай­сен Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия)
55 59 4,30
Вла­ди­ми­ров Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Став­ро­поль­ско­го края

56 57 4,25
Ва­си­льев Игорь Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ки­ров­ской об­ла­сти
57 61 4,22
Бо­го­маз Алек­сандр Ва­си­лье­вич

Гу­бер­на­тор Брян­ской об­ла­сти

58 55 4,20
Цы­буль­ский Алек­сандр Ви­та­лье­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Ненец­ко­го АО
59 62 4,18
Пар­фен­чи­ков Ар­тур Оле­го­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия

60 63 4,14
Бе­ло­зер­цев Иван Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Пен­зен­ской об­ла­сти
61 60 4,10
Чи­бис Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Мур­ман­ской об­ла­сти
62 67 4,07
То­мен­ко Вик­тор Пет­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ал­тай­ско­го края
63 61 4,02
Пас­лер Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Орен­бург­ской об­ла­сти
64 68 4,00
Кум­пи­лов Му­рат Ка­раль­би­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ады­гея
65 66 3,95
Ко­пин Ро­ман Ва­лен­ти­но­вич

Гу­бер­на­тор Чу­кот­ско­го АО

66 56 3,88
Га­пли­ков Сер­гей Ана­то­лье­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Коми

67 58 3,83
Клыч­ков Ан­дрей Ев­ге­нье­вич
Гу­бер­на­тор Ор­лов­ской об­ла­сти
68 75 3,80
Хо­ро­хор­дин Олег Лео­ни­до­вич
И.о. гла­вы Рес­пуб­ли­ки Ал­тай
69 79 3,77
Лев­чен­ко Сер­гей Ге­ор­ги­е­вич
Гу­бер­на­тор Ир­кут­ской об­ла­сти
70 72 3,75
Оси­пов Алек­сандр Ми­хай­ло­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра За­бай­каль­ско­го края
71 76 3,70
Сит­ни­ков Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич

Гу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти

72 65 3,66
Ха­си­ков Бату Сер­ге­е­вич
И.о. гла­вы Рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия
73 83 3,62
Ни­ки­тин Алек­сандр Ва­ле­рье­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Там­бов­ской об­ла­сти
74 77 3,59
Те­м­ре­зов Ра­шид Бор­и­спи­е­вич

Гла­ва Ка­ра­чае­во-Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки

75 82 3,53
Ев­ку­ров Юнус-Бек Ба­мат­ги­ре­евич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия

76 71 3,51
Си­пя­гин Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Вла­ди­мир­ской об­ла­сти
77 71 3,46
Кара-оол Шол­бан Ва­ле­рье­вич

Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Тыва

78 80 3,40
Ле­вин­таль Алек­сандр Бо­ри­со­вич
Гу­бер­на­тор Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти
79 74 3,38
Би­та­ров Вя­че­слав Зе­лим­ха­но­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия-Ала­ния

80 70 3,35
Фур­гал Сер­гей Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Ха­ба­ров­ско­го края
81 81 3,33
Ко­но­ва­лов Ва­лен­тин Оле­го­вич
Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия
82 78 3,25
Ор­лов Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Амур­ской об­ла­сти
83 84 3,20
Ор­лов Игорь Ана­то­лье­вич

Гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти

84 69 2,50
Цы­де­нов Алек­сей Сам­бу­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Бу­ря­тия
85 85 2,44

 Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния АПЭК 

Экс­перт­ный опрос, на ре­зуль­та­тах ко­то­ро­го ос­но­ван рей­тинг наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров в Рос­сии, про­во­дит­ся ме­то­дом за­кры­то­го ан­ке­ти­ро­ва­ния. В мае 2019 года в нем при­ня­ло уча­стие 26 экс­пер­тов: по­ли­то­ло­ги, по­лит­тех­но­ло­ги, ме­ди­а­экс­пер­ты, жур­на­ли­сты.

Как бы Вы оце­ни­ли по шка­ле от 1 до 10 вли­я­ние на фе­де­раль­ном уровне (в Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­стве РФ, Фе­де­раль­ном со­бра­нии РФ, пар­тий­ной и биз­нес-эли­те) сле­ду­ю­щих глав ре­ги­о­нов? 

Сна­ча­ла каж­дый из экс­пер­тов оце­ни­ва­ет вли­я­ние каж­до­го из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных в ан­ке­те, а за­тем опре­де­ля­ют­ся сред­ние ариф­ме­ти­че­ские зна­че­ния экс­перт­ных оце­нок (сред­ние бал­лы).

Ито­го­вый рей­тинг пред­став­ля­ет со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ную оцен­ку вли­я­ния всех глав ре­ги­о­нов Рос­сии ли­де­ра­ми рос­сий­ско­го экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Пер­со­на­лии, во­шед­шие в рей­тинг по ре­зуль­та­там опро­са, рас­пре­де­ля­ют­ся по раз­де­лам «очень силь­ное вли­я­ние» (1-20), «силь­ное вли­я­ние» (21-50), «сред­нее вли­я­ние» (51-85).  

Спи­сок экс­пер­тов

Аб­ра­мов Вла­ди­мир (Бал­тий­ский фе­де­раль­ный уни­вер­си­тет им. И. Кан­та), Арь­ков Ви­та­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Вол­го­град­ская об­ласть и Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия), Бу­ду­ев Ни­ко­лай (по­ли­то­лог, Рес­пуб­ли­ка Бу­ря­тия), Га­вы­че­ва Алек­сандра (пор­тал «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии»), Ге­ре­ев Рус­лан (Центр ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний СКФО), Гром­ский Алек­сей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Нов­го­род­ская об­ласть), Жа­ри­хин Вла­ди­мир (Ин­сти­тут стран СНГ), Жу­равлев Дмит­рий (Ин­сти­тут ре­ги­о­наль­ных про­блем), За­бро­дин Ев­ге­ний (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Яма­ло-Ненец­кий ав­то­ном­ный округ), Ива­нов Ви­та­лий (Фонд раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства), Ко­ва­лен­ко Ар­тём (жур­нал «Экс­перт-Урал»), Ко­ле­ров Мо­дест (ИА REGNUM), Лав­ров Ан­дрей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Че­ля­бин­ская об­ласть), Львов Сте­пан (ВЦИ­ОМ), Мат­вей­чев Олег (Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки), Мин­че­ва Ма­рия (кон­сал­тин­го­вое агент­ство «Го­род»), Ми­хе­ев Сер­гей (по­ли­то­лог), Му­ха­ме­тов Рус­лан (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Сверд­лов­ская об­ласть), Ней­ж­ма­ков Ми­ха­ил (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ор­лов Дмит­рий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Трес­кин Ва­дим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ар­хан­гель­ская об­ласть), Ту­ров­ский Ро­сти­слав  (Центр по­ли­ти­че­ских тех­но­ло­гий),  Ха­нас Петр (Даль­не­во­сточ­ный кон­сал­тин­го­вый центр), Фид­ря Ефим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ка­ли­нин­град­ская об­ласть),  Цы­га­нов Ана­то­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия),  Ше­шу­ко­ва Га­ли­на (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Орен­бург­ская об­ласть).

 

АПЭК, 2019 г.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: