Успехи Коми в области бюджета достаточно скромные


Власти Республики Коми снизили дефицит бюджета региона почти в 10 раз за два года до 1,7 миллиарда рублей, сообщает агентство ТАСС. Глава республики Сергей Гапликов заявил, что сделано это «благодаря оптимизации расходов, дополнительной мобилизации налоговой системы, работе с нашими партнерами – крупными промышленными компаниями, это грамотная, взвешенная экономическая и социальная политика».

Леонид Зильберг:

— Во-первых, у Коми был очень большой дефицит бюджета последние годы, и есть жесткие параметры, которые диктуются федеральным центром по сокращению дефицита, но не надо представлять, что республика достигла каких-то максимальных успехов. Например, та же Вологда делает в этом году профицитный бюджет. Поэтому успехи Коми достаточно скромные. Вообще на этапе, когда нет итогов по году, делать какие-то выводы не стоит.

Дело в том, что бюджетный процесс во всех регионах выглядит очень специфично. И зачастую основные решения приходятся на последние месяцы. В частности, в этом есть и коррупционная составляющая. Как происходят некоторые расходы: конкурсы проводятся где-нибудь в октябре, а деньги должны быть освоены за год. Компании, которые имеют четкие договоренности с властями, начинают строительство в начале года на свой страх и риск, за свои средства. Это могут позволить себе лишь те, кто имеет какие-то железные гарантии того, что все будет оплачено. Деньги выделяются в конце года и побеждают те, кто может реально выполнить все условия, а кто их может выполнить – те, кто уже почти все построил. Это способ уйти от реальной конкуренции на конкурсе. Это безотносительно региона, это то, как выглядит бюджетный процесс, в том числе, потому что он исковеркан во многом какими-то коррупционными составляющими. Поэтому говорить до конца бюджетного периода о том, какой будет бюджет, не следовало бы.

У Коми есть одна очень неприятная специфика по сравнению с соседними регионами. 70% всей долговой нагрузки составляют кредиты коммерческих банков. Это очень сильно увеличивает нагрузку на бюджет. В других регионах ситуация обратная, там, например, распределение нагрузки не 70 на 30, а 30 на 70. Поэтому Коми, в первую очередь, должны сокращать задолженность. Кроме того, федеральные власти идут на то, чтобы перекредитовывать часть коммерческих кредитов. Сравните, если банк дает кредиты под 10-12%, то Минфин дает под 0,1%, и что в итоге выгодно брать региону. Но федеральный центр для того, чтобы получить такие бюджетные кредиты, требует ряд параметров, в частности, урезание бюджета.

Если говорить об урезании бюджета, то мы совершенно точно видим, что это федеральная установка, потому что аналогичные процессы мы можем наблюдать во всех регионах. В этом году урезание идет именно социальных расходов. Это вызывает очень большое напряжение. В частности, в Коми бурю возмущения вызвала отмена субсидий, которые предназначались для детей в детских садах. Но это не «комиреспубликанский тренд», это тренд федеральный. Видимо, такие параметры задаются федеральным трендом, и регионы их выполняют.

Одна и та же тенденция повсюду – сокращение социальных расходов, но при этом растут общегосударственные расходы по пункту «государственное управление». То есть это тот пункт, который включает зарплату чиновников и разного рода «вкусностей и приятностей» для властьимущих. Здесь никакой экономии нет, а даже наоборот, идет рост расходов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: