Образцовые выборы или начало политического кризиса: Якутск определился с мэром
Евгений Григорьев одержал победу на досрочных выборах главы Якутска, за него проголосовали 44,09% избирателей, сообщается на сайте Якутской территориальной избирательной комиссии после обработки 100% протоколов. Эксперты высказали разные мнения о результатах прошедших выборов. Одни считают, что победа Григорьева далась слишком большой ценой, другие же называют выборы образцовыми. Разбираемся в сюжете.
Результаты
На выборах мэра в Якутстке победил член «Единой России» Евгений Григорьев. Как сообщают «Ведомости», за него проголосовали 43,51% избирателей. На втором месте с результатом 40,45% – кандидат от «Справедливой России» Виталий Обедин. Третье место занял выдвиженец от КПРФ Савва Михайлов (11,3%).
Напомним, что Сардана Авксентьева в середине января заявила о своей отставке с поста главы города из-за проблем со здоровьем. Гордума приняла ее отставку 14 января и утвердила ее первого заместителя Евгения Григорьева исполняющим обязанности главы города.
Мнения разделились
Как рассказал политолог доктор политических наук, профессор Илдус Ярулин, результат выборов мэра в Якутске – это во многом пиррова победа.
«Она выглядит настолько неубедительно, что можно говорить о закладывании основы для потенциального политического кризиса в республике. Формально нет оснований говорить о пересмотре результатов. Но эти результаты показали главное: электорат столицы Якутии расколот. В этом нет ничего хорошего, потому что он расколот по очень разным основаниям»
Илдус Ярулин
По словам политолога, такая же картина может получиться и на выборах в Госдуму РФ – формальное доминирование ЕР, но больше половины избирателей в этот раз проголосовали все-таки против.
«Мне кажется, мы рискуем столкнуться с такой ситуацией, которая сейчас происходит в Улан-Удэ, где тоже прошли непростые выборы. Исходя из выборов мэра Якутска, нужно делать определенные выводы. У политтехнологов как раз есть пять месяцев до выборов в Госдуму. К тому же выборы в Якутске показали, что многие политтехнологические вещи просто не срабатывают, слабо задействованы социальные сети, а кампании ведутся по старинке. Эта архаика и показала свою неэффективность – для столицы национальной республики явка оказалась, мягко говоря, невысокой», – рассказал эксперт.
Ярулин добавил, что эти выборы показали, что коренные ценностные установки еще работают, но даже внутри якутского этноса происходит раскол.
«Это говорит о том, что у правящего крыла в Якутии не такая уж и большая поддержка. С другой стороны, выборы – это разведка ситуации. У правящей партии остается возможность договариваться с системной оппозицией. Вокруг кандидата Виталия Обедина сплотились очень и очень разнонаправленные силы. Но это, безусловно, протестное голосование, которое пока условно объединило под флагом «Справедливой России» всех, кто не идет с КПРФ и «Единой Россией», – резюмировал он.
Иного мнения придерживается политический консультант Петр Ханас. Он отмечает, что избирательная кампания мэра Якутска была достаточно плотной и тяжелой, при этом наблюдалась борьба традиционных и новых интернет-технологий.
«По результатам хорошо видно, что сторонники оппозиционных кандидатов от «Справедливой России» и КПРФ набирают больше половины. Фактически отсутствие договоренностей между оппозиционными кандидатами сыграло на руку победившему кандидату от «Единой России» Евгению Григорьеву, который набрал больше 44%. Но эти рейтинги я бы не привязывал к рейтингам политических партий. Это рейтинги влиятельности персон и доверия к элитам»
Петр Ханас
Как отметил Ханас, в этой избирательной кампании было заметно сильное влияние позиции губернатора и влияние элит, поддерживающих действующего главу региона. Накануне выборов сложилась ситуация, когда население пришло к выводу о необходимости избрания работающего главы города, человека, который на посту мэра смог бы что-то сделать.
«В этом смысле выборы можно назвать образцовыми в преддверии выборов в Госдуму. Я не вижу ориентации на политические партии – избиратели ориентируются на конкретных персон. При этом они должны иметь реальный багаж дел и опыт налаживания коммуникаций с населением, с избирателями. Тот, кто это делает, собственно, и побеждает в избирательной кампании», – добавил он.