Модель местного самоуправления, выбранная Якутией, отвечает ее особенностям
![В Якутии сохраняется двухуровневая система местного самоуправления, но при этом власти решили отменить прямые выборы не только мэров городов, но и глав сельских поселений (наслегов). Этого не требует новый федеральный закон о МСУ, который, впрочем, позволяет выбрать модель местного самоуправления, исходя из исторических особенностей территории и местных традиций. Федот Тумусов: – В первую очередь стоит определить, в чем заключаются особенности Республики Саха (Якутия). Во-первых, это огромная территория – 3 млн кв. км. Во-вторых, множество населенных пунктов – более 600, которые […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2019/02/Tumusov-1-360x555.jpeg)
В Якутии сохраняется двухуровневая система местного самоуправления, но при этом власти решили отменить прямые выборы не только мэров городов, но и глав сельских поселений (наслегов). Этого не требует новый федеральный закон о МСУ, который, впрочем, позволяет выбрать модель местного самоуправления, исходя из исторических особенностей территории и местных традиций.
Федот Тумусов:
– В первую очередь стоит определить, в чем заключаются особенности Республики Саха (Якутия). Во-первых, это огромная территория – 3 млн кв. км. Во-вторых, множество населенных пунктов – более 600, которые расположены на очень больших расстояниях друг от друга. Они существуют фактически автономно друг от друга. Депутаты решили сохранить двухуровневую систему местного самоуправления, потому что это отвечает особенностям Якутии.
Что касается выборности глав муниципалитетов, кроме областных центров, то закон позволяет принять любую из трех моделей: прямые выборы, голосование депутатов по представлению кандидатов губернатором и избрание из числа депутатов. В Якутии решено использовать вторую модель во всех случаях. На мой взгляд, выборы в ситуации, когда в населенных пунктах живут 100–500 человек, что свойственно Якутии, проходят не совсем демократично. Избиратели не думают, кого лучше выбрать, а разделяются на родственников, одноклассников кандидатов и т. п. Кроме того, есть мнение, что населенным пунктом обязательно должен управлять местный человек.
Считаю, что здесь есть плюсы и минусы, но минусов больше. Последние 10–20 лет главы территорий после истечения сроков полномочий очень редко двигаются вверх по служебной иерархии. Это неправильно, на мой взгляд. Глава республики Айсен Николаев получает право предлагать кандидатуры и формировать управленческую элиту в государственном и муниципальном управлении, если оно превращается в единую систему. Насколько можно понять, будет сформирована система подготовки кадров, при которой один человек сможет поработать и набраться опыта, например, в районе, а далее переходить на министерский уровень.
