Итоги выборов главы Республики Алтай оставлены в силе
Верховный суд Республики Алтай (РА) отказал экс-кандидату на пост главы региона от «Гражданской силы» Владимиру Петрову в пересмотре результатов выборов губернатора, состоявшихся 14 сентября. Тогда действующий глава РА единоросс Александр Бердников победил в первом туре, превысив необходимый порог в 50% на 532 голоса. Теперь Владимир Петров, занявший в губернаторской гонке второе место, намерен добиться проведения второго тура выборов, подав иск в Верховный суд России. Он продолжает настаивать на «явном расхождении» данных протоколов территориальных избирательных комиссий (ТИК) и протокола республиканского избиркома (РИК).
Вчера Верховный суд РА завершил разбирательство по заявлению экс-кандидата на пост главы республики от «Гражданской силы» Владимира Петрова по пересмотру результатов выборов губернатора региона.
Напомним, по итогам голосования на выборах главы РА 14 сентября Владимир Петров занял второе место, получив 36,44% голосов избирателей. Действующий губернатор единоросс Александр Бердников набрал 50,63%, при этом для победы в первом же туре ему хватило 532 голоса (нужно было 50% плюс один голос. — „Ъ“). Однако избирательный штаб господина Петрова выявил расхождения между фактическими итогами голосования, имеющимися в протоколах ТИК, и результатами, отраженными в итоговом протоколе РИК, а также данными ГАС «Выборы». Так, число избирателей, принявших участие в голосовании, занижено на 790 человек, количество утраченных бюллетеней составляет 798, тогда как ресизбирком указывает, что утрачен лишь один бюллетень. Наконец, для досрочного голосования был выдан 4 221 бюллетень, а в урнах их оказалось на 725 больше.
10 октября Владимир Петров обратился в Верховный суд РА с заявлением, в котором настаивал на признании незаконными и отмене итоговых постановления и протокола республиканского избиркома. Кроме того, он просил обязать РИК произвести пересчет голосов и назначить дату повторного голосования. Не исключено, что господин Петров опирался на моральную поддержку участников состоявшегося 4 октября в Горно-Алтайске митинга. Они также требовали пересчета голосов на выборах главы РА. Как сообщал „Ъ“, эта акция, в которой, по официальным данным, приняли участие 70 человек, а по информации организаторов — 350-400 человек, стала единственным массовым протестным мероприятием по итогам региональных выборов 14 сентября. Один из организаторов митинга экс-спикер госсобрания РА (в 1997-2001 годах) Даниил Табаев заявил, что «532 голоса натянуты искусственно, а Бердников — нелегитимный глава республики».
Вчера в суде юрист господина Петрова Максим Прокопьев еще раз подтвердил и обосновал заявленные требования. Он подчеркнул, что «если опираться только на факты, то другого юридического решения, кроме пересчета голосов, быть не может». В свою очередь, представители РИК, Александра Бердникова и прокуратуры утверждали, что выборы прошли в соответствии с законом. С их доводами и согласилась судья Верховного суда РА Асель Имансакипова, отказав Владимиру Петрову в пересмотре итогов голосования. Она объявила только резолютивную часть своего решения, пообещав подготовить мотивировку не позднее 11 ноября.
«Мы предполагали, что если и были ошибки при подсчете голосов, то они могли носить чисто технический характер. Но решение суда показало, что расхождений между протоколом РИК и системой ГАС „Выборы“ не выявлено», — подчеркнула „Ъ“ глава республиканского избиркома Ирина Каранина.
По мнению Владимира Петрова, Верховный суд РА «побоялся идти против власти и принять сторону закона». «Контрольное соотношение при подсчете голосов показало, что уши-то явно торчат. Но, видимо, данному суду поступила команда не создавать прецедента, ведь подобные проблемы с подведением итогов выборов имеют место и в других российских регионах», — заметил экс-кандидат в главы региона. Он сообщил, что намерен обжаловать решение республиканского суда в Верховном суде России.
Между тем Александр Бердников активно занимается реформами власти в регионе. Уже после выборов при его поддержке были отменены прямые выборы глав муниципальных образований и введен институт сити-менеджеров. Кроме того, существенно изменены структура и состав республиканского правительства.