Стране объективно выгодно, чтобы соотечественники возвращались
По поручению губернатора Псковской области Андрея Турчака разрабатывается вопрос о создании центра временного размещения для переселенцев. Председатель областного комитета по труду и занятости населения предложил рассмотреть вариант размещения такого центра в здании бывшего общежития медицинского училища в Невельском районе, которое сейчас не эксплуатируется.
Губернатором дано поручение председателю комитету по делам строительства осмотреть помещения и оценить стоимость ремонтных работ.
В рамках реализации областной долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы» на территории вселения Псковской области всего прибыло 303 участника программы (с членами семей 557 человек). Это в основном граждане Узбекистана, Молдовы, Армении, Казахстана и Украины.
Напомним, в Псковской области утверждена областная программа по переселению соотечественников на 2013 — 2015 годы. В ближайшие 3 года областные власти намерены переселить в регион более 1,4 тыс. соотечественников. Так, например, в 2013 году планируется переезд свыше 400 участников программы и членов их семей. В текущем году на реализацию программы из областного бюджета планируется выделить 800 тысяч рублей.
14 сентября 2012 года Президент России Владимир Путин подписал указ, утвердивший новую редакцию госпрограммы переселения соотечественников, которая с 2013 года стала бессрочной. Выделены территории приоритетного заселения. Основанием для отнесения к таким территориям является соответствие регионов хотя бы двум условиям: расположение на Дальнем Востоке или в Байкальском регионе; наличие границы с другим государством; сокращение численности населения на протяжении последних 3 лет; реализация общенациональных инвестиционных проектов.
Алексей Ширинкин:
— Проблема возвращения русских из ближнего зарубежья затрагивает сразу несколько сфер государственного управления – внешнюю политику, организацию рынка труда и социально-демографическую стратегию.
С точки зрения демографии, ситуация очевидна: чем больше русскоязычных граждан – тем лучше, с учетом постоянной убыли населения именно русскоязычные мигранты из стран бывшего СССР являются резервом, позволяющим поддерживать существующий формат общества еще несколько десятков лет, то есть ни общество не станет количественно маленьким (не только территория, но и 140 миллионов россиян делают Россию великой державой), ни мигранты из обществ с иной культурой не станут настолько серьезной социально-политической силой, чтобы это повлияло на системные установки всего общества.
Для рынка труда появление людей с традиционной для России трудовой этикой и культурой, советским профессиональным образованием и адекватными индустриальной экономике навыками тоже представляет очевидную выгоду. Более того, в формате рыночной экономики каждый человек, включенный в экономические отношения, — большая ценность, поскольку является участником этих отношений, именно люди порождают национальное богатство.
Проблема кроется лишь во внешней политике – как недавно отметил В. Иноземцев, российская внешняя политика имеет собственные ориентиры, мало связанные с задачами работы с соотечественниками за рубежом. По факту мы действительно имеем крайне слабые инструменты этой работы (можно вспомнить лишь проект КРО (Конгресс русских общин), который фактически прекратил работу в начале нулевых и лужковские проекты на Украине), и благополучие русскоязычных больше связано с их собственными усилиями, нежели с поддержкой России. Несмотря на устоявшуюся в российских медиа картину об угнетении русских в Прибалтике, мы видим практически полное отсутствие возвращения оттуда в Россию, зато из Средней Азии и Казахстана поток не ослабевает все 20 лет.
Таким образом – да, стране объективно выгодно, чтобы соотечественники возвращались, и ввиду реалий их положения, возвращаться будут лишь русскоязычные из Средней Азии и Казахстана. Именно на работу с ними, очевидно, и следовало бы сделать упор – понять специфику их трудовых, культурных, бытовых запросов. Скажем, понятно, что вряд ли люди, выросшие в субтропическом климате, поедут в Сибирь.
Иначе говоря, у нас не такой большой резерв русских мигрантов (по разным подсчетам, осталось всего около 5-7 миллионов потенциальных мигрантов), чтобы идти от нужд государства, а не от нужд людей. Условия привлечения людей также вполне ясны: рабочие места (т.о. мигранту нужны регионы с растущей экономикой, не депрессивные), жилье (возможность предоставления социального жилья), социальная инфраструктура. Иногда это совпадает с подходом государства (окраинные регионы с убывающим населением и нацпроектами) – Калининградская область, скажем, дает лучшие возможности, чем, целый ряд прочих регионов. При этом не надо забывать о потоке самостоятельных мигрантов, не пользующихся поддержкой государства.