Пермский край после смены власти: федеральные тренды и новый внутриэлитный баланс
Смена губернатора Пермского края стала одной из самых важных региональных новостей последних недель. Первое назначение в команде врио главы Прикамья было вполне ожидаемым. Пост главы аппарата и вице-премьера краевого правительства вместо давней соратницы Басаргина Елены Абузяровой заняла Елена Лопаева, работавшая заместителем Максима Решетникова в Департаменте экономической политики и развития Москвы. Как правило, на подобный пост назначается кто-то из соратников нового губернатора, даже если тот приводит в регион очень немногочисленную собственную команду (как было, например, с Сергеем Собяниным в 2010 году в Москве). Исключением становятся ситуации, когда глава региона связан какими-то серьезными договоренностями именно по поводу этого поста (как в случае с назначением Владимира Тунгусова главой администрации губернатора Свердловской области).
Назначение полпредом в краевом заксобрании экс-главы администрации губернатора Анатолия Маховикова может быть первым сигналом о том, что Максим Решетников готов работать и с теми, кто оказался в опале при его предшественнике. Вспомним, что до отставки Виктора Басаргина ходили слухи о скором уходе Маховикова с поста советника этого губернатора (в качестве возможного нового места работы данного чиновника, называли, например, аппарат полпреда в Приволжском федеральном округе). Кстати, ранее функции полпреда в краевом парламенте выполняли вице-премьеры регионального правительства, поэтому в дальнейшем вполне вероятно расширение полномочий Маховикова.
Самый известный оппонент прежнего губернатора Дмитрий Скриванов уже заявил, что «хорошо знает и уважает» нового главу края. Сегодня у выходцев из команды экс-губернатора Олега Чиркунова появились основания для сотрудничества с новым главой региона и даже для прихода в администрацию края некоторых знаковых фигур «добасаргинской» эпохи.
Каким именно будет баланс в новом руководстве края между «местными» и «варягами», зависит от целого ряда факторов. Скажем, через Пермский край должен пролегать южный участок «Белкомура» (железнодорожной магистрали, которая соединит ряд регионов Урала и Сибири с портами Северо-Запада). А на фоне таких крупных проектов в регион часто приходят новые кадры со стороны. В будущем возможно появление на постах в краевом правительстве новых лиц, связанных с «РЖД» (пусть и не обязательно работавших непосредственно в ее структурах). Кстати, сам Максим Решетников пришел на новый пост из мэрии Москвы, где также есть фигуры, работавшие с этой корпорацией – прежде всего Максим Ликсутов. В целом, планы реализации такого масштабного проекта должны дополнительно укрепить позиции нового губернатора.
С другой стороны, Решетников пришел в регион как человек, который может перезагрузить отношения именно с местными элитами, так что их влияние в краевом руководстве может несколько возрасти. Такой карт-бланш на примирение с местными игроками может стать хорошим стартом для нового руководителя края, у которого появляется шанс прийти в регион всерьез и надолго.
Экс-глава края Виктор Басаргин получил пост не в законодательной (например, в Совете Федерации), а в исполнительной власти. Причем в качестве руководителя федерального ведомства (главы Ространснадзора). Это явно не «почетная пенсия» и, возможно, не последнее назначение в его карьере. Нельзя исключать, что в будущем он может получить должность полпреда или губернатора в другом регионе. Память о его сложных отношениях с пермскими элитами не обязательно будет препятствующим фактором.
Возможной аналогией может служить карьера нынешнего полпреда в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло. Он лишь на три года моложе Виктора Басаргина. Он ушел с поста главы Севастополя на фоне затяжного внутриэлитного конфликта. А сегодня активно распространяется информация о его возможном назначении на пост губернатора Новосибирской области – непростого региона с влиятельными региональными элитами.
В любом случае ставка на назначение в целый ряд регионов более молодых управленцев совсем не означает, что «более возрастные» кадры в других случаях не будут приниматься в расчет. К тому же тренды меняются, и довольно быстро. После масштабного обновления губернаторского корпуса в 2009-2010 годах главами регионов становились в том числе достаточно молодые (для руководителей такого уровня) лица. Но уже в ходе новой волны кадровых перестановок на местах в 2011-2012 годах ставка довольно часто делалась на людей с более значительным управленческим опытом.
Недавние перестановки в регионах часто интерпретируют как стремление Кремля укрепить тылы накануне президентских выборов. На деле в ходе президентской кампании федеральная повестка «перебивает» региональную куда больше, чем во время парламентской гонки. В нынешних условиях протестное голосование на президентских выборах может быть связано прежде всего со старыми очагами подобных настроений, «погасить» которые даже очень способному губернатору будет крайне сложно.
Результаты президентских выборов по Пермскому краю в 2012 году вполне отразили эти закономерности. С одной стороны, Владимир Путин по региону набрал более чем в полтора раза больший процент голосов, чем примерно тремя месяцами ранее получила здесь «Единая Россия» (62,94% против 36,3%). Все это — в период работы одного и того же губернатора, Олега Чиркунова.
При этом самым низким уровень поддержки президента оказался в самой Перми (что предсказуемо для голосования в крупных городах), а по территории этого города – в Ленинском районе (52,11%). Причем вопреки «коммунистическому» названию этой части города главным бенефициаром оппозиционных настроений оказался вовсе не занявший второе место по региону Геннадий Зюганов, а Михаил Прохоров (здесь он получил 21,89% голосов). В этом не было сюрприза. Ленинский район Перми – одна из старейших точек высокой поддержки либеральных сил в регионе. Еще на думских выборах 1999 года «Союз правых сил» получил здесь 24,2% (выше среднего по городу). В 2003 году – даже на нисходящем тренде для партии и уже без хорошо узнаваемого в регионе Виктора Похмелкина – здесь снова лучший результат у СПС (16,8%). Как видим, губернаторы менялись, а очаг оппозиционного голосования оставался.
Соотношение между федеральным и региональным компонентами президентских кампаний – тема отдельного разговора. Пока же Кремль явно решает более прагматическую задачу – снизить внутриэлитную напряженность в конкретных территориях. В случае с Пермским краем есть шанс эту задачу решить.