В Омске явные недоработки со строительством школ, в Дагестане и КБР – нехватка средств
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов назвал регионы, где есть риск срыва сроков строительства новых школ.
Удивляет Омская область – у нее достаточно ресурсов для выполнения задач, в Пермском крае тоже бюджет вполне себе ничего. В Кабардино-Балкарии, например, просто нет денег. Поэтому в Омской области кадровые решения из-за нарушений по программе капремонта школ мне кажутся весьма вероятными. Представьте: партия «Единая Россия» и Минфин с разных сторон докладывают президенту РФ, что программа реконструкции школ в регионе провалена. Когда встанет вопрос выборов (губернатора), вполне возможно, что у Москвы окажется другая кандидатура. Резких движений я все-таки не ожидаю, но может быть принято решение, что глава региона не справился – как идти на выборы? Ведь вопрос школ касается всех родителей. Школы, больницы остановки, магазины – это как раз то, на чем легче всего проиграть в региональных выборах.
Дагестан и Кабардино-Балкария – тут более сложный вопрос. Замена лидера национальной республики – это всегда болезненный процесс, надо четко понимать, стоит ли игра свеч. Тем более в этих регионах детей очень много, а средств очень мало. То есть, в отличие от Омской области, тут можно говорить об отсутствии ресурса. Понятно, что местных районных ресурсов не хватит ни в одном регионе на серьезную модернизацию, а тем более на строительство новых школ. Таким образом, сложившаяся в Дагестане ситуация – это не исключительно недоработка властей, а еще и реальные проблемы: нужда большая, а средств мало. А вот в Омской области, где бюджет покрепче, это вопрос именно недоработки. Тем более там нет национальной специфики, следовательно, замена одного человека другим пройдет менее болезненно. Я предполагаю, что в Омской области есть риск, а в Дагестане и Кабардино-Балкарии одной этой темы для смены руководителя недостаточно.
Так что я бы назвал эту ситуацию «недоконтролем» на местах. Деньги выделяются, но школы сами не построятся. Если деньги есть, то дальше нужен очень четкий контроль, нужно точное понимание этапов реализации. В данном случае депутатский контроль заключается в том, что депутаты по вертикали заранее сообщают о трудностях, нарушениях сроков и так далее. Этот контроль позволит либо губернатору, либо на федеральном уровне принять меры. И чем позже поступает такая информация, тем меньше времени для реализации. По сути, на капитальный ремонт до начала учебного года вообще остается три летних месяца. Контроль должен быть на каждом этапе, ведь есть четкая последовательность действий. Тогда заранее будет понятно, на каком этапе и почему произошла задержка. Трудно предположить, что нечто подобное возможно в Москве, и это не только потому, что тут много денег.