Казус Новосибирска: «главное налоги, экономика потом»
Правительство Новосибирской области одобрило проект областного закона об изменении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований региона от НДФЛ. Он предусматривает снижение доли отчислений от этого налога на 10%. Эту ситуацию необходимо рассматривать с двух позиций: законности и целесообразности. Решение вопроса о нормативах отчислений НДФЛ в бюджеты муниципальных образований находится в компетенции субъекта РФ, поэтому формально проект закона Новосибирской области не противоречит действующему федеральному законодательству.
Однако если горсовет посчитает, что в данном случае нарушаются его бюджетные права или решение областных властей недостаточно обосновано, он может инициировать спор, обратиться в суд и уже в условиях правосудия рассмотреть вопрос о том, насколько решение субъекта РФ соответствует конституционно-правовым принципам правового и социального государства, а также общим принципам осуществления бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях.
Что касается целесообразности принятия подобного законопроекта, то с ним еще должны разобраться депутаты областного законодательного собрания. Отнюдь не очевидно, что они поддержат предложение регионального правительства.
Показательно другое. В этом конфликте как в капле воды отражается та негативная ситуация, которая складывается в современной российской экономике, что отражается и на собираемости налогов, и на межбюджетных отношениях.
Некоторые представители властей, привыкшие работать в условиях растущей экономики, начинают путать причину и следствие: "главное налоги, экономика потом".
Ничего подобного. Только нормально и эффективно работающая экономика может стать источником для налогов, которые наполняют бюджетную систему страны. Нет экономики – нет налогов – нет наполненных деньгами бюджетов. И никак не наоборот.
Вот и в данном случае общие негативные явления в развитии нашей экономики, а именно: снижение темпов роста, сокращение объемов производства, рентабельности — начинают сказываться на наполняемости регионального бюджета. Что, в свою очередь, вынуждает региональные власти идти на явно непопулярные шаги и сокращать отчисления в бюджеты местных территорий.
Мне кажется, что подобные ситуации будут возникать и в других регионах страны все чаще, и финансовое "обделение" муниципалитетов – это не самый лучший путь.
Субъектам Федерации можно рекомендовать поиск как новых источников доходов, так и эффективное сохранение уже имеющихся (работа с крупнейшими налогоплательщиками, развитие малого бизнеса, интенсификация строительства).
Кроме того, более оптимальным было бы не сокращение распределяемых налоговых нормативов местным бюджетам, которые несут огромную финансовую нагрузку по социально значимым направлениям, а сокращение расходов на собственное содержание власти, если для этого, конечно, есть соответствующие резервы.