Выборы в Новгородской области: возвращение политической интриги в реальную жизнь
В Новгородской области предвыборная ситуация является во многом традиционной для нашей страны.
На выборах в думу Великого Новгорода нынешним летом переплелось несколько важных формирующих процессов.
Во-первых, это традиционное противостояние губернатора субъекта Федерации и мэра столицы субъекта Федерации. Такие конфликты возникают то здесь, то там и имеют даже не партийную окраску, а являются результатом административной борьбы за контроль над ресурсами. Встречающееся иногда в таких случаях противоборство партий тоже не является системообразующим элементом. Это как раз элемент использования дополнительного партийного ресурса в аппаратных играх. В Новгородской области давно ярко и открыто, с большими или меньшими скандалами разгорается конфликт между губернатором Андреем Никитиным и Юрием Бобрышевым.
Последний занимает кресло мэра с 2008 года, притом что Никитин избран полноценным главой региона меньше года назад. Так что данное противостояние досталось Андрею Никитину в наследство от его предшественника Сергея Митина.
После отмены прямых выборов мэра конфликт выходит на новый уровень, сконцентрировавшись вокруг избрания депутатов городской думы. И здесь каждая сторона использует свои силы и возможности, привлекает союзников, пытается подавить конкурентов, ищет новые конфигурации и новые фигуры в них.
Во-вторых, интересным является пример самостоятельной политической активности молодых губернаторов-технократов в доверенных им субъектах. Одно дело – выиграть собственные неконкурентные выборы при массированной поддержке федерального центра, а совсем другое – самостоятельно разбираться с внутриполитическими баталиями. Здесь не выиграть на поддержке федеральных СМИ и прямых контактов с первым лицом. Здесь нужно работать в полях. Это серьезнейшая проверка на состоятельность политика как полноценной фигуры, а не как исполнителя в вертикали власти.
Для плеяды молодых губернаторов-технократов регионы – это очередной экзамен на состоятельность перед возможным назначением в федеральные органы власти. Чем лучше результаты в регионе, тем на более высокое место можно будет претендовать при большой кадровой ротации. И это не только экономические проблемы развития областей, но и политические процессы, социальные вопросы, способность договариваться с людьми или, наоборот, жестко склонять их на свою сторону.
На выборах мэра столицы региона как раз и важно показать свою дееспособность. Здесь и нужны личные волевые качества и умение собирать команду профессиональных единомышленников, готовую и на местах решать вопросы, и в столице поддерживать адекватный контакт.
Нынешние выборы в Великом Новгороде как раз являются проверкой команды Андрея Никитина и его самого.
Для федерального центра новгородская ситуация не столь ключевая. Гораздо важнее процессы у соседей: выборы губернатора Псковской области, выборы в Архангельское областное собрание депутатов, выборы в собрание депутатов Ненецкого автономного округа, которое в течение полутора месяцев после 9 сентября должно будет избрать нового губернатора НАО. К этому действительно приковано серьезное внимание, там работают приглашенные политтехнологи, в этих регионах ведется мониторинг социально-политических процессов.
Андрей Никитин в данном случае вынужден больше работать самостоятельно, и тем интереснее будет и его результат.
В-третьих, это актуальная повестка 2018 года. Ни для кого не секрет, что популярность партии власти и аффилированных с ней политиков падает. На этом фоне есть шанс улучшить свои результаты у оппозиционных партий, КПРФ и «Справедливой России» в том числе. То есть выборы в Новгородской области станут еще и отражением общероссийских политических тенденций нынешнего сезона.
На этом фоне и есть смысл рассматривать идущую новгородскую избирательную кампанию.
В текущем раскладе сил вырисовывается коалиция местного бизнеса и местной власти. С одной стороны, Виктор Антюфеев, Юрий Горохов и их политический фронтмен Михаил Караулов, с другой – нынешний градоначальник Юрий Бобрышев.
У всех свои интересы, но в данном случае они совпадают. Все решают свои прагматические задачи. Предприниматели стараются получить достаточное количество депутатов для лоббирования своих коммерческих интересов, руководитель города –контролируемое большинство для собственного переизбрания.
В этом случае выбор партий или беспартийных кандидатов для продвижения своих протеже совершенно неважен. Партии в данном случае – это технологические машинки для выдвижения. Как раз выгодно использовать не одну технологическую платформу (ее могут снять с выборов), а несколько. Такое хеджирование рисков…
Если смотреть на агитационную продукцию, то в нынешнем сезоне можно по всей стране заметить отход от четких партийных цветов и традиционной атрибутики.
Политтехнологи в данном случае проявляют креативность и свой потенциал.
Еще раз: так как партии – это только технологическое решение для попадания в конечный список кандидатов в депутаты, то и их символика в агитации нужна постольку-поскольку. Вопрос в том, скольких потенциальных избирателей она может привлечь, а скольких – оттолкнуть.
Роль самих партий в данном случае традиционна – умение договориться с сильным партнером и получить от этого какие-то дивиденды. Можно договориться с «Единой Россией» и сдать ей кампанию за обещание чего-то в дальнейшем, что и коммунисты, и эсеры проделывали не раз в разных регионах и на выборах разного уровня. Можно договориться с бизнесом и немного на этом заработать. Ничего нового. Ничего страшного.
Тем более что обе партии стоят перед необходимостью коренной трансформации в ближайшее время на общероссийском уровне. Никто не знает, как, в каком виде и с какими лидерами они будут входить в следующие политические циклы. Так что держаться за старые цвета партийных брендбуков и старые логотипы, может быть, уже и не имеет смысла.
Опять же про Великий Новгород. Голосование здесь будет проходить при низкой явке, и это накладывает свою специфику. Основными становятся не агитационные технологии, а мобилизационные. Важно не распропагандировать электорат, который и так придет к избирательным урнам, а обеспечить привод к этим урнам именно своих стойких сторонников.
Важны приводные технологии, сетевой маркетинг, создание своих групп влияния, поддержка ядерного электората. В таких условиях наглядная агитация играет лишь вспомогательную роль.
Основные технологии, если они есть, не видны. Игра здесь будет в том, чей же ресурс победит: мобилизация бюджетников и административный ресурс, с одной стороны, или бизнес-технологии с распропагандированными избирателями, организованно доставленными на избирательные участки, – с другой.
Риски здесь, как и во всякой большой игре. Причем риски для всех участников. Губернатор, если выиграет, получит подтверждение своих политических амбиций, а проиграв столицу, получит несколько черных шаров в свою корзину. Мэр, не собрав межпартийное большинство, не будет избран на новый срок. Но и не факт, что, получив достаточно контролируемых депутатов, он решит все свои вопросы. Давление на него, без сомнения, продолжится, но у него на руках окажутся козыри, с которыми можно будет торговаться.
Бизнес может добиться желаемого количества лоббистов, но, перегнув палку с оппозиционной критикой, столкнется с проблемами уже на другом уровне.
Так что ситуация очень интересная.
Действительно, Великий Новгород сейчас – это возвращение политической интриги в реальную жизнь.