Новые губернаторы: систему ждут большие перемены
Заменой губернатора Республики Карелия Александра Худилайнена на главу Федеральной службы судебных приставов Артура Парфенчикова завершается весенний цикл пертурбаций в российских регионах. Всего были заменены 5 глав субъектов: двух республик – Бурятии и Карелии, двух областей – Новгородской и Рязанской, и в Пермском крае. Ключевая причина всех замен одна – президентские выборы в 2018-ом году и связанная с ними необходимость консолидации электората и элит, их способность обеспечить высокую явку и процент голосов за кандидата из Кремля. Однако для понимания тенденций политического режима важнее не причина замен, а их характер, сигналы, которые они посылают остальным акторам политической системы
Во-первых, все новые назначенцы пришли на смену губернаторам, имевшим проблемы с местной элитой в регионе, а роль элиты в этих регионах достаточно высока. Где-то вследствие сильных местных бизнесов, где-то из-за их хороших связей с федеральными элитами, где-то из-за сложившихся институциональных условий распределения власти. Новые губернаторы в каждом из пяти регионов будут вынуждены выстраивать консенсус с местными группами интересов, так как Центр недвусмысленно намекал о значимости этого критерия в общей оценке эффективности их работы еще в процессе поиска кандидатур. Причем в наиболее конфликтных регионах – Бурятии, Перми и Карелии, выбор был показательно сделан в пользу кандидатур, как-то особо символически связанных с регионом – они либо здесь родились и принадлежат к доминирующей этнической группе, либо начали здесь свою профессиональную карьеру, либо характеризуются сразу и тем, и другим. Фактор символической, локальной идентичности, лишает местные элиты одного из самых любимых их аргументов о неприятии нового губернатора – его «варяжского», внешнего по отношению к региону происхождения.
С одной стороны, такой тщательный подбор кандидатур под местные элиты посылает сигнал о возрастании их роли для нового состава Администрации Президента РФ в вопросе определения политики в регионе. Администрация Вайно-Кириенко явно делает ставку на сохранение или выстраивание нового элитного консенсуса, на долгосрочное развитие региона, а не попытку страхом и репрессиями подчинить себе регионы хотя бы на короткий срок. С другой стороны, еще силен в воспоминаниях тренд замены губернаторов на фигуры, прямо аффилированные с силовыми структурами, так называемые «охранники» президента. Поэтому назначения этого года воспринимаются особенно позитивно именно в сравнении с предыдущим трендом. Полная картинка нового сигнала Администрации Президента РФ элитам, скорее, похожа на знаменитую формулу из «Крестного отца» — когда добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем просто добрым словом. И элиты должны быть рады тому, что сейчас им предлагается именно «доброе слово».
Второй тренд, четко прослеживающийся в новых назначениях – технократическое амплуа новых губернаторов. Молодые, но успевшие «повариться» в федеральных кругах назначенцы с позитивным опытом решения непростых управленческих задач. Но позиция губернатора – это позиция публичного политика, а не технократа. Для сохранения контроля за российским регионом не столько нужно быть гуру в проектном управлении и привлечении инвестиций, сколько уметь под камеры отругать собственных подчиненных, защищая личный рейтинг от провалов правительства. Тем не менее, такие практики не эффективны в долгосрочной перспективе: уже к исходу первого срока резкая риторика губернатора при отсутствии серьезных улучшений в жизни населения, воспринимается этим населением как излишняя, бесполезная. Видимо, предполагается, что губернаторы-технократы будут использовать другие методы повышения эффективности работы местной бюрократии. Их эффект не будет мгновенным, и даже вряд ли сможет проявиться в рейтингах власти в течение первого срока, но именно это сигнал того, что они приходят в регион надолго. Серьезных плодов изменений в экономике и социальной сфере от них будут ждать уже после президентских выборов – к весне 2018-ого они успеют лишь примириться и достичь первых договоренностей с местной элитой, чего и будет достаточно для убедительной победы основного кандидата.
Подобная долгосрочная стратегия Администрации Президента РФ, в свою очередь, приоткрывает завесу планов в федеральной политике после 2018 года: российскую систему ждут большие перемены, имплементацией которых на региональном уровне и займутся новые губернаторы-технократы.