Мультипликативный эффект: как строительство ВСМ изменит Новгородскую область


Высокоскоростная железнодорожная магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы пройдет через Великий Новгород. Строительство ВСМ с остановкой именно в столице Новгородчины анонсировал президент страны Владимир Путин. По его словам, пришло время для реализации этого проекта. Как рассказали эксперты РК, «новгородский проект» ВСМ активно лоббировал губернатор Андрей Никитин, так как магистраль поможет развить экономический, кадровый и туристический потенциал региона.

Долгая дорога к ВСМ

Президент РФ Владимир Путин объявил о начале реализации проекта высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Благодаря ВСМ время в пути между двумя столицами составит чуть более двух часов, а из Санкт-Петербурга до Великого Новгорода можно будет добраться всего за 29 минут, сообщает «МК в Великом Новгороде».

Новгородцы ждали этого события не один десяток лет. Железнодорожный путь из Петербурга через Новгород мог появиться еще в середине XIX века. 

«Еще в 1843 году российское правительство рассматривало проект будущей Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Проектировщики предложили два варианта магистрали: прямой и через Новгород. Новгородский маршрут был на 30 км длиннее и на 17% дороже», – напоминает на своей странице во «ВКонтакте» новгородский писатель и историк Виктор Смирнов.

В итоге было принято решение строить прямую дорогу без захода в Великий Новгород. Это обернулось несравненно большими потерями не только для Новгородской губернии, но и для всей страны.

В новейшей истории при планировании ВСМ также рассматривалось несколько проектов, и не все из них включали Великий Новгород. Но победил все же «новгородский вариант», который активно пробивал на федеральном уровне губернатор региона Андрей Никитин.

Последний раз строительство ВСМ активно обсуждалось в 2019–2020 годах, но тогда реализация проекта была временно приостановлена. Теперь время пришло.

«Конечно, проект скоростной железной дороги – на первом этапе между Москвой и Петербургом – обсуждается нами давно, но мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации», – цитирует президента «Коммерсантъ».

Строительство ВСМ позволит решить сразу несколько задач, в том числе положительно скажется на объеме грузоперевозок, считает глава РЖД Олег Белозеров. Сейчас, по его словам, перевозка грузов по железным дорогам северо-запада РФ оценивается в 145 млн тонн, при этом до 2030 года объем грузоперевозок необходимо будет увеличить почти вдвое, до 220 млн тонн, для чего нужно строить новые железнодорожные пути.

«Оптимумом как раз является высокоскоростная магистраль, которая даст возможность развиваться в том числе и грузоотправителям», – приводит слова Белозерова ТАСС.

Запуск участка ВСМ между Петербургом и Москвой запланирован на 2027 год. Замминистра транспорта РФ Валентин Иванов оценивал проект в 1,7 трлн рублей, пишет «Деловой Петербург».

ВСМ стимул для развития

По мнению экспертов РК, высокоскоростная магистраль увеличит поток туристов и даст стимул экономическому и социальному развитию новгородского региона, повысит его инвестиционную привлекательность.

Проект мощный, технически сложный и дорогой, поэтому требовал тщательной проработки. И губернатор Новгородской области Андрей Никитин, очевидно, разрабатывал именно такой вариант ВСМ, когда магистраль проходит через Великий Новгород, считает представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Новгородской области Алексей Громский.

«То, что ВСМ вновь в повестке, – это очередной повод отметить, что Андрей Никитин не любит говорить о своих достижениях, договоренностях, пока они не закреплены, поэтому по вопросам создания магистрали имел место некий вакуум, но при этом шла ежедневная управленческая работа, переговоры. В данном случае Владимир Путин расставил точки над i – в том числе относительно вариантов маршрута. Великий Новгород – значимый региональный центр, центр северо-запада России, который необходимо обеспечить транспортной доступностью, о чем говорит итоговый вариант прохождения скоростной магистрали», – говорит эксперт.

По словам генерального директора Агентства регионального развития Юрия Весельева, ВСМ поможет и «старой» железной дороге: после сокращения пассажирских перевозок по ней интенсивнее пойдут грузовые поезда. Появится стимул для роста потенциала районных центров Октябрьской железной дороги как центров логистических, центров сборки и формирования грузопотока в обе столицы. Предприятия Новгородской области как раз расширяют производства – нуждаются в сбыте продукции.

Кроме того, области нужно будет стать одной из самых удобных для жизни территорий, чтобы не допустить оттока молодежи. Поэтому будущая ВСМ – большой, президентский стимул для развития Новгородской области, уверен Весельев.

«Раз план строительства озвучен, у обоих лидеров есть уверенность, что магистраль позволит региону развить экономический и кадровый потенциал, спровоцирует рост человеческого капитала. И эти люди будут комфортно жить и эффективно работать на территории Новгородской области, в экономике региона в том числе. Пожалуй, это можно воспринять и как демонстрацию веры президента в нас, и как важное поручение нам», – заключает Весельев.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: