Крепкий «середнячок»: в Новгородчину приходят деньги
На очередном заседании инвестиционного совета губернатор Андрей Никитин очень точно охарактеризовал ситуацию, в которой находится Новгородская область. Мы действительно передвинулись в «середнячки», перезагрузили институты поддержки предпринимательства, создав с помощью федеральных коллег и несколько новых. Положительная динамика была оценена и составителями рейтинга инвестиционной привлекательности и некоторыми инвесторами за пределами региона.
Помня о «новгородском инвестиционном чуде» 15–20-летней давности, важно понимать, что сейчас мы находимся в качественно иной ситуации, которая требует иных инструментов. Законодательство о стимулировании инвестиционной деятельности в регионах в целом унифицированное, и у нас оно тоже есть. Потому именно инфраструктура поддержки и институты развития, такие как технопарки, бизнес-инкубаторы, Агентство развития Новгородской области, Центр поддержки экспорта, Фонд поддержки инноваций и креативных индустрий и многие другие, выходят на передний план межрегиональной конкуренции как за внешнего инвестора, так и за того самого внутреннего, который в раздумьях, оставаться или нет в области, развиваться ли, легализоваться ли или нет. Это реальные мысли каждого предпринимателя сегодня.
Да, ряд институтов развития и поддержки у нас есть. Что же дальше? Теперь настало время оценивать их работу исходя из результата – количества инвестпроектов, объема инвестиций в экономику региона, налогов. Или, в случае с экспортным центром, количества новых наименований экспортной продукции и предприятий, которые стали экспортерами, и в целом исходя из увеличения объема экспорта за счет эффективной работы центра.
Фактически прошедший инвестсовет стал началом нового этапа – периода оценки и установки коэффициентов эффективности, полезности, определения тех количественных показателей, что отражают качество работы. Это как в футболе: можно много критиковать нашу сборную за то, что долго сидели в защите, допустили гол в свои ворота, не показали ожидаемый класс игры. Однако, как говорится, счет на табло и сборная Испании побеждена.
В обратную сторону это правило тоже работает. Никому из владельцев современного бизнеса не придет в голову оценивать его эффективность по количеству проведенных менеджерами планерок и подготовленных «в стол» презентаций.
Сегодня и завтра наши институты экономического развития уже будут отчитываться количеством новых инвесторов, новых экспортеров, объемом инвестиций и расширением ассортимента продукции, которая продается регионом за рубеж. Высоких показателей на этом направлении можно и нужно достигнуть до конца года. Тогда и рост в Национальном рейтинге регионов приложится.
Бизнес-миссии – это один из самых эффективных инструментов развития экспорта. При посредничестве глав регионов (или высшего руководства стран, если вспомнить недавнюю миссию в Австрию, в которой приняли участие и новгородцы) предприниматели знакомятся друг с другом, с продукцией предприятий, возникает доверие, заключаются долгосрочные соглашения. Присутствие на таких миссиях представителей региональной власти также очень важно как гарантия того, что совместный международный проект будет и в дальнейшем поддержан.
Также важно, чтобы будущий иностранный инвестор или покупатель новгородской продукции из-за пределов страны понимал, что региональная власть готова гарантировать как минимум сохранение инвестиционного климата. И озвучить потребности в тех или иных услугах и технологиях. Допустим, недавняя миссия в Японию в ближайшее время решит ряд экологических проблем Крестецкого района Новгородской области – японские предприниматели предложили переработку отходов птицефабрик и свинокомплексов, очень нужную здесь. Наглядный пример того, что и качество жизни людей зависит от повышения инвестиционной привлекательности региона.
У «Деловой России» есть большой опыт организации бизнес-миссий, со многими странами работают постоянные бизнес-послы. Так что наша организация может оказывать содействие экспортному центру в проведении таких поездок.