«Коалиция развития» в Великом Новгороде: причины создания, формат, перспективы
На современное отношение жителей Великого Новгорода к местным властям (как к муниципальным чиновникам, так и к депутатам Думы Великого Новгорода) оказывал влияние ряд специфических факторов. В конечном итоге они же оказали значительное влияние и на электоральный выбор в ходе голосования по выборам городской думы шестого созыва 9 сентября.
К традиционным факторам относится предпочтение ориентироваться на личностные качества, а не на принадлежность кандидатов к политическим партиям, группам политического влияния или финансово-промышленным группам. Программные заявления и программы, которые привлекли избирателей в ходе кампании, в основном касались позитивного территориального развития, благоустройства территорий округов и улучшения их социальной инфраструктуры.
Дополнительным фактором, способствовавшим формированию подобных предпочтений, стала интенсивная реализация в городе программ по реконструкции и ремонту дорожного покрытия улиц, общественных и дворовых пространств, строительству новых школ и детских садов, организация поликлинических учреждений. Программ в первую очередь государственных, основанных на софинансировании из бюджетов разных уровней.
Как пример альтернативного сценария развития событий, исключающего устойчивое развитие города, избирателям и элите известен конфликт предыдущего губернатора региона с мэром Великого Новгорода, повлекший за собой сокращение финансирования программ подобного рода. Сопутствующим специфическим фактором, сформировавшимся по причине вовлечения депутатов Думы Великого Новгорода предыдущего созыва в тот конфликт, стало недоверие избирателей к ним и запрос на обновление депутатского корпуса.
Андрей Никитин: программирование коалиции
Для новой управленческой команды региона и губернатора Новгородской области Андрея Никитина с самого начала одной из основных задач стала эффективная консолидация как элитных групп, так и местного сообщества активных жителей вокруг территории опережающего развития. По объективным социально-экономическим и даже географическим причинам основные усилия по решению этой задачи сосредоточены на областном центре. А основным элементом долгосрочной программы развития стало формирование социально-экономической агломерации Великого Новгорода и Новгородского района, окружающего город.
Территории города и района примыкают друг к другу практически без существенных разрывов в застройке. На предприятиях города трудятся около 3 тысяч жителей района, совместно используются объекты дорожной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Зафиксирована и маятниковая миграция, оцениваемая в 10 тысяч человек в год. Формирование социально-экономической агломерации в этой связи выглядит понятным шагом на пути к более эффективному использованию инфраструктуры, формированию конкурентоспособной экономики и повышению инвестиционной привлекательности территории.
Потенциальной «коалиции развития» эта концепция была предложена на очередном заседании регионального правительства 17 мая. Под председательством губернатора оно прошло в здании мэрии Великого Новгорода. Элементом этой программной концепции стали конкретные, социально и экономически обоснованные программы. В их числе – дополнение уличной сети города, совершенствование системы водоснабжения, строительство новых школ и детских садов, расширение сети многофункциональных центров и поликлинических учреждений и другие проекты. Быстрые и осязаемые результаты, достигнутые в их реализации, стали залогом формирования в обществе нового доверия к власти.
Перспективу формирования коалиции развития и программу для нее, нуждающуюся в реализации, губернатор Андрей Никитин связал в своем большом интервью от 15 августа с его предвыборной программой «пяти шагов». Лучшие дороги и транспортная система, повышение доступности услуг здравоохранения, повышение качества жизни, создание привлекательных условий для молодежи, создание среды для развития бизнеса – программа для будущей «коалиции развития» стала конкретизацией каждого из этих пунктов.
Что касается персонального состава коалиции, то губернатор определил три критерия для вхождения в нее, фактически призвав избирателей руководствоваться ими при поддержке кандидатов в депутаты Думы Великого Новгорода шестого созыва.
«Во-первых, понятная и честная процедура выдвижения. Когда ведутся обсуждения, когда кандидаты понимают, что они проходят через публичную оценку своей программы и своих задач, а не как-то непонятным образом попали в партийные списки. Второй, наверное, самый важный для меня критерий – это не должны быть люди, которые зарабатывают или могут зарабатывать на муниципальном бюджете, получая земельные участки, разрешения на строительство, пытаясь решать свои грязные делишки под видом заботы о городе. Ну и третий критерий: есть люди, я вижу их в списках кандидатов, которые уже от этой «тяжелой» депутатской работы оторваться не могут, хотят еще раз поучаствовать. Надо давать шанс идти вперед молодым».
Эти критерии, разумеется, не были заданы как жесткий или исчерпывающий перечень. Как показало дальнейшее развитие событий, в формирующуюся «коалицию развития» способны интегрироваться и опытные политики, и представители различных групп политического влияния.
Ставка оппозиции на популизм и сохранение центров силы
Оппозиционные политические силы, участвовавшие в кампании по выборам депутатов Думы Великого Новгорода шестого созыва, сделали ставку на популистские заявления левого толка и агрессивную критику власти. Необходимость сохранять темпы развития городской инфраструктуры в сложной ситуации требовала непопулярных решений, на критике которых и сосредоточились оппозиционеры.
Атакам подвергалась модернизация системы теплоснабжения города, реализованная через передачу тепловой компании «Новгородская» в концессию частному инвестору и временное повышение тарифов, начало работы единого оператора оборота ТБО, привлечение дополнительных средств на модернизацию общественного транспорта через повышение тарифа и так далее. При этом разъяснительная работа с населением началась с опозданием и на фоне активной избирательной кампании была не особенно эффективной.
Однако оппозиционные партии не продемонстрировали населению альтернативной оригинальной программы развития. Например, в программном документе городского отделения КПРФ говорилось о необходимости развивать высокотехнологичные производства. Фактически он представлял собой изложение идей Национальной технологической инициативы и других концептов инновационного развития, над практической реализацией которых эффективно работает новая управленческая команда.
Тем не менее ставка на популизм позволила оппозиции обеспечить поддержку избирателей. Но, выполнив задачу канализации общественного недовольства и протеста через процедуру демократических выборов, оппозиция не добилась смещения центров силы и власти.
«Единая Россия»: партия позитивной повестки
Позитивную программу в ходе избирательной кампании предложило избирателям только городское отделение партии «Единая Россия». Она базировалась на дальнейшем решении задач развития территории и практически полностью соответствовала логике, заданной губернатором.
Так, партия подтвердила свой статус «точки сборки» для конструктивных сил и идей. Это подтвердил в августовском программном интервью и губернатор Андрей Никитин, напомнив, что партия «Единая Россия» является «ключевой» организацией при принятии решений, необходимых для реализации программы развития на многих уровнях, так как «именно от позиции партии зависит то, как формируется наш бюджет».
В партийной организации были запущены и процессы обновления. И они были достаточно публичными, чтобы повлиять на волеизъявление граждан. В июле, в начале избирательной кампании, региональный политический совет «Единой России» принял отставку Владислава Букетова. Ранее он объявил об уходе с поста секретаря местного отделения партии в Великом Новгороде, который занимал в течение многих лет, сказав о необходимости обновления партийных кадров.
Однако очевидно, что актив партии не успел оперативно отреагировать на запрос избирателей, который сформировался еще по итогам работы в регионе предыдущей управленческой команды. Внутрипартийные решения, которые продемонстрировали бы значительные изменения в кадровой политике и методах работы с населением, были приняты, но не успели «сработать» в ходе избирательной кампании.
Формирование «коалиции развития» в интересах жителей Великого Новгорода из наиболее желаемого сценария превратилось в политическую необходимость. Результаты голосования по одномандатным округам предоставили необходимый «запас» независимых депутатов.
Финансово-промышленные группы в системе сдержек и противовесов
В числе кандидатов от партии «Единая Россия» были представлены и связанные с объединением предпринимателей «Деловая Россия», и близкие к акционерному обществу «Акрон». Обеспечивая баланс интересов друг друга, представители этих групп, после того как были избраны депутатами, стали основной «коалиции развития».
Несколько сложнее оказалось привлечь в коалицию одномандатников, близких к телекоммуникационной компании «Максима», баллотировавшихся от партии «Справедливая Россия», а также связанных со строительной фирмой «Деловой партнер» и выдвинутых в городскую думу от КПРФ и «Справедливой России» (они опирались на поддержку депутата Новгородской областной думы Михаила Караулова, активно оппонирующего новой управленческой команде).
Однако и те и другие строили свою работу с избирателями, предлагая различные проекты благоустройства и развития территорий в масштабах избирательных округов. Практически немедленно наиболее активные избиратели начали публично требовать от депутатов начать реализацию этих проектов. Логика их реализации, выполнения предвыборных обещаний соотносится с программными тезисами, предложенными ранее для «коалиции развития». С этой точки зрения их вовлечение в работу коалиции представляется вопросом времени и эффективного диалога.
Формирование «коалиции развития» из представителей различных групп политического влияния может стать хорошей основой для системы сдержек и противовесов. Поддержание среди участников коалиции подобного баланса может стать надежной страховкой от того, что депутаты в ходе своей работы в первую очередь будут поддерживать решение общих задач развития города и повышения качества жизни горожан, а не сосредоточатся на удовлетворении корпоративных интересов.
«Коалиция развития»: контур и первые шаги
Коалиция фактически оформилась на первом же заседании Думы Великого Новгорода шестого созыва и именно в том контуре, который был задан губернатором в ходе предвыборной кампании. Решение по утверждению кандидатуры председателя городского парламента было принято большинством голосов. 17 представителей различных групп политического влияния, выдвинутых от разных партий, поддержали кандидатуру ведущего специалиста центра отдыха «Радуга» ПАО «Акрон» полковника полиции в отставке Алексея Митюнова («Единая Россия»).
Выражая благодарность коллегам по городскому парламенту за доверие, Митюнов подтвердил приверженность программе, предложенной для «коалиции развития» губернатором. Новый председатель призвал депутатов сосредоточиться на решении задач социально-экономического развития, а не на взаимных упреках и критике. В ходе рабочей встречи Алексея Митюнова с губернатором Андреем Никитиным, последовавшей сразу после заседания, стало понятно, что глава региона намерен в дальнейшем лично поддерживать и укреплять сложившуюся «коалицию развития».
Сохранение и укрепление коалиции, обеспечение баланса интересов на фоне первоочередного внимания к реализации программы развития социально-экономической агломерации Великого Новгорода и Новгородского района становится важной задачей. Она носит комплексный, стратегический характер как для губернатора Андрея Никитина и новой управленческой команды, так и для всех сторонников устойчивого развития региона.