Поселки НАО остались без топлива на пороге зимы: почему сорван северный завоз в регионе?


Жители отдаленных населенных пунктов Ненецкого автономного округа (НАО) жалуются на задержку доставки топлива в рамках северного завоза. Прокуратура региона проводит проверку. После волны критики в местных пабликах и Telegram-каналах ситуацию прокомментировал губернатор Юрий Бездудный. Он объявил о создании рабочей группы, которая возьмет под контроль окончание северного завоза. Собеседники РК отмечают, что из-за сложных погодных условий завершение доставки топлива потребует серьезных финансовых затрат – уже появляются сообщения, что в некоторые поселки энергоресурсы завозят на вертолетах, что очень дорого. Сложившаяся ситуация создает серьезные риски для карьеры Бездудного, полагают эксперты.

Нет угля, дизеля и бензина

Ряд населенных пунктов Заполярного района НАО до сих пор не дождался доставки топливно-энергетических ресурсов в рамках северного завоза, который обычно проходит летом и в начале осени. При этом 24 октября власти сообщили о закрытии навигации. Согласно сводке администрации Заполярного района на 31 октября, без дизельного топлива остаются отдаленные поселки Несь, Чижа, Шойна, Кия, Выучейский, Ома, Бугрино. В трех поселках нет угля – людям нечем отапливать свои дома. А план доставки бензина в целый ряд населенных пунктов выполнен всего на 35%.

В соцсетях местные жители рассказывают, что в некоторые деревни топливо привозят вертолетом, что очень дорого.

Прокуратура Ненецкого автономного округа начала проверку. Надзорное ведомство оценит соблюдение органами власти и уполномоченными организациями требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с учетом информации, размещенной в СМИ и социальных сетях.

Доставку энергоресурсов в период навигации 2023 года по заказу администрации Заполярного района выполняет Ненецкая нефтяная компания. Всего в рамках северного завоза в населенные пункты округа должны были доставить 21 тыс. тонн каменного угля, 8,2 тыс. кубов дров, 710,4 тонны топливных брикетов, 11 тыс. тонн дизельного топлива и 49 тонн бензина.

После волны критики в местных пабликах и Telegram-каналах ситуацию прокомментировал губернатор Юрий Бездудный. Он сообщил о создании специальной рабочей группы, в которую вошли представители администрации НАО, Заполярного района, прокуратуры и организаций-подрядчиков.

Рабочая группа, по словам Бездудного, возьмет под контроль окончание завоза.

Губернатор заверил, что в регионе «никто не замерзнет и без света не останется». «Все социальные объекты округа работают в обычном режиме. Во всех селах, где топливо еще не разгружено, работают представители Заполярного района, которые решают все возникающие проблемы», – заявил Бездудный.

Он также пообещал, что виновные в сложившейся ситуации будут наказаны.

В комментариях под постом губернатора в соцсети «ВКонтакте» жители округа замечают, что контроль над реализацией северного завоза надо было брать еще в сентябре.

Деньги есть, а результата нет

Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Архангельской области Вадим Трескин отмечает, что срыв северного завоза – это сегодня одна из главных проблем в НАО. Чтобы исправить ситуацию, потребуются серьезные финансовые и организационные затраты.

«В эти населенные пункты доставка идет только морем, сейчас там шторма, образование льда, поэтому судно даже не может пристать к тому месту, где его получится разгрузить. Обычно это все делается в короткие сроки – с июля по сентябрь, когда нет штормов и льда. Сейчас не самые лучшие условия. Почему не сделали вовремя, непонятно. Деньги на это есть. Видимо, причина в недостаточных организационных усилиях или головотяпстве», – рассуждает Трескин.

Он объясняет, что частные дома в отдаленных населенных пунктах НАО отапливаются углем или дровами, муниципальный фонд – через подстанции, которым необходим дизель. «Какие-то остатки с прошлого года были, но сейчас могут дотянуть до такой ситуации, когда придется завозить топливо вертолетами – и оно станет золотым», – констатирует Трескин.

По его мнению, проблемы с северным завозом создают серьезные риски для губернатора Бездудного.

Схожую точку зрения высказывает и политобозреватель Алексей Морозов.

«В свое вре­мя имен­но за срыв се­вер­но­го за­во­за был снят с долж­но­сти гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти Па­вел Ба­лак­шин (в 1996 году). По­том, прав­да, причину его от­став­ки пе­ре­фор­му­ли­ро­ва­ли как «по соб­ствен­но­му же­ла­нию». По­сле от­став­ки гу­бер­на­то­ра Во­ло­год­ской об­ла­сти Оле­га Кув­шин­ни­ко­ва ни­кто не мо­жет ис­клю­чить, что ро­та­ция гу­бер­на­тор­ско­го кор­пу­са пе­ред вы­бо­ра­ми пре­зи­ден­та РФ про­дол­жит­ся», – отметил Морозов.

 

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: