Выборы в Мосгордуму: инфантильная оппозиция


Год назад на выборах мэра Москвы оппозиционному кандидату Навальному удалось завладеть повесткой выборов, и содержание избирательной кампании от обсуждения проблем управления городом перешло в политическую плоскость. За счет этого Навальному удалось набрать неплохое количество голосов. На проходящих сегодня выборах в Мосгордуму оппозиция откровенно провалилась.

Кампания проходит тихо, фактически не выходит на уровень федеральных медиа. Отчасти это происходит из-за внешнеполитической ситуации, когда все внимание приковано к Украине, но не только из-за этого. Агитация за кандидатов от власти почти не заметна. Если в кампании Собянина был "фальстарт", когда уже в июне на этапе сбора подписей сразу обсуждалась программа кандидата, то сейчас уже завершился сбор подписей, а никаких биографий кандидатов, ярких пикетов и других логичных для этого этапа уличных мероприятий не заметно. То, что делалось, делалось скорее для отчета, чем на результат.

Часть кандидатов еще до сбора подписей использовали формально не привязанную к выборам наружную рекламу для повышения узнаваемости. Подписная кампания прошла, но, судя по ее незаметности, скорее всего, делалась через проверенную сеть мэрии Москвы.

Что касается оппозиции и так называемой коалиции «За Москву!», то их провал на этапе сбора подписей вполне закономерен. Когда люди из штаба коалиции признаются, что переоценили эффект агитации в социальных сетях – здесь даже нечего осуждать. В реальном мире все действительно иначе, чем в блогосфере, это детская истина в политике. Для сбора подписей есть отработанные технологии, есть политтехнологи, которые специализируются на этом. Нужны грамотные юристы, заранее подготовленные активисты, риторические приемы, с которыми эти подписи собираются. А главное — для этого нужна жесткая организационная структура, а не горстка волонтеров с горящими глазами, которые работают вразнобой. 

Некоторые технологические решения оппозиции были очень спорными. Например, кубы, заимствованные из предыдущей кампании. Еще тогда они оказывали не прямой агитационный эффект, а лишь косвенный, медийный, создающий очередные медиаповоды. В этот раз кубы скорее были анти-агитацией – люди издалека понимали, что в этом месте собирают подписи за кандидата, ближе подходили только активные сторонники, а сомневающиеся обходили их стороной.

Вообще всерьез вести избирательную кампанию, не имея оргструктуры и финансовых возможностей, – это поразительный инфантилизм. Выборы в Мосгордуму не вчера "досрочкой" назначили. Ну и основываться на рейтинге Навального, прекрасно понимая позицию большинства москвичей по Крыму и Украине, – тоже странный ход. Такой эскапизм: сначала люди сами себе внушают, что вся официальная социология ошибается, а потом с удивлением обнаруживают, что люди на улице не спешат отдавать им свои подписи.

Возможно, оппозиционная коалиция рассчитывала, что мэрия пойдет на уступки и, как в случае с муниципальным фильтром в прошлом году, сама поможет собрать подписи, но этого не произошло. Москвичам неинтересна Мосгордума — отсюда низкая активность и практически отсутствие интриги. Нельзя сказать, что город деполитизировался, просто внешняя политика занимает сегодня всех. Не думаю, что до сентября тренд поменяется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: