Выборы в Мосгордуму: имена, а не списки
Фракция «Единой России» в Мосгордуме внесла на рассмотрение столичного парламента проект закона города Москвы о внесении изменений в Избирательный кодекс Москвы и закон «О Московской городской избирательной комиссии».
Законопроект предусматривает проведение выборов в Мосгордуму в сентябре нынешнего года по 45 одномандатным округам. Лидер единороссов в Мосгордуме Андрей Метельский пояснил, что возвращение к одномандатной системе выборов для российской столицы предпочтительнее с точки зрения развития демократии. «Единую Россию» не раз упрекали в массовом использовании «паровозов» во главе списка и злоупотреблении административным ресурсом. Теперь, подчеркнул Метельский, поводов для подобных разговоров и обвинений больше не будет.
Изменение системы направлено в первую очередь на то, чтобы представителям партий пришлось лично доказывать собственную состоятельность, завоевывая голоса избирателей.
Несомненно и другое: отказ от партсписков призван заметно повысить уровень внутрипартийной конкуренции. В частности, отбор кандидатов будет вестись посредством праймериз.
Новый подход следует только приветствовать. Отныне партийные машины будут вынуждены работать не на самих себя, как это часто бывало раньше, а на интересы жителей. Ведь им придется доказывать в конкретном округе численностью 155-185 тыс. избирателей, что тот или иной кандидат пользуется их реальной поддержкой. Кроме того, избиратель получит возможность учитывать личные качества кандидата (биографию, репутацию, профессионализм), а не только партийные предвыборные лозунги. На первый план выходит персонифицированность кампании: если сейчас формирование по списку подразумевает войну брендов, то теперь все мы станем свидетелями войны личностей.
С большой долей уверенности также можно предположить, что победят те кандидаты, которые четко выразят запросы населения, основанные на реальных проблемах.
Вероятнее всего, и Сергей Собянин, и «Единая Россия» найдут способы маркировки кандидатов, ориентированных на власть. Оппозиция также получит возможность показать, кого она поддерживает.
Что касается опасений за судьбу некоторых оппозиционных партийных брендов, то их я считаю безосновательными: бренд — это то, что продается, в том числе и на электоральном рынке. Если же нечто на рынке не продается, то это означает лишь одно: ценность бренда на самом деле не столь велика.
Для непарламентской и радикальной оппозиции выборы в Мосгордуму станут настоящим экзаменом на профпригодность. Им придется продемонстрировать договороспособность, способность умерить личностные амбиции для выдвижения «единых оппозиционных» кандидатов в округах.
Очевидно и то, что оппозиции понадобится выйти на новый технологический и организационный уровень. Судите сами, есть ли разница: вести по всей столице единую кампанию под одного кандидата или же играть сразу на 45 досках. Ведь это 45 кандидатов, 45 штабов, 45 технологических команд и 45 совершенно различных электоральных ситуаций.
Необходима и значительная концентрация финансовых ресурсов: их, безусловно, понадобится значительно больше, чем для кампании по выборам мэра столицы.
В любом случае предложенная система очевидно более демократична, она отвечает запросам как избирателей, так и различных политических сил, которые получат возможность доказать лично, а не прикрываясь списками, собственную состоятельность.
Власть в определении правил игры для выборов в Московскую городскую думу продемонстрировала гибкость, а также стремление и способность вырабатывать компромиссные решения, соответствующие актуальной текущей политической повестке.