Выборная стратегия московской мэрии: «держать и не пущать» и «договариваться со всеми»
Действительно ли от муниципальной кампании в Москве зависит будущее Собянина и заммэра Раковой? Есть ли у Раковой отдельные карьерные амбиции и как она их может реализовать? Определенные зависимости, наверное, есть, но не решающие. Выборы — это зона ответственности ВДЛ, значит, как может быть по-другому? Но карьера обоих уж точно не будет подчинена результату муниципальных выборов. Вот выборы президента – это другое дело. У Раковой должны быть карьерные амбиции. Она показала себя талантливым организатором и жестким управленцем – в духе текущего времени. У нее, наверняка, будут интересные повороты в карьере. Если ей обзавестись грамотным вице-губернатором, который сможет построить внутреннюю политику субъекта федерации, то любой регион будет о ней мечтать, как о первом лице.
Что касается стратегии мэрии на муниципальных выборах, пока наблюдается в основном «держать и не пущать» и «договариваться со всеми». В этой противоречивой парадигме пока всё и строится.
Задача мэрии – контролируемые весенние выборы. Абсолютных критериев, думаю, нет. Если они смогут обосновать, что в любом раскладе муниципальных выборов они сохраняют контроль, то этот любой расклад и будет их победой. И неважно, сколько будет независимых или оппозиционных депутатов. И неважно, кто потом, в сентябре 2018 года, сможет пройти муниципальный фильтр. В мэрии понимают, что это все лишь технические детали, которые полностью будут подчинены воле нового президента.
Что касается гастарбайтеров, которые могут голосовать, да, это серьезный ресурс. Как раньше были военные части, предприятия с непрерывным циклом и тому подобное. Никто не знает сколько в Москве зарегистрированных приглашенных рабочих. Они управляемы и организованны. Их можно возить в оранжевых жилетах между участками на автобусах и вряд ли кто-то сможет разобраться в их паспортах и фотографиях.
Сможет ли тема реновации изменить повестку и сплотить часть депутатов против мэрии? Боюсь, что наоборот. Депутаты, на округах которых будут объекты реновации, постараются держаться поближе к мэрии. Им нужно будет решать массу разнообразных вопросов в полном контакте с мэрией, и они еще будут соревноваться за хорошие с ней отношения. Остальные — да, могут использовать эту тему. Но, в ближайший год мэрия постарается эту тему сделать красивой и завидной. Поэтому, не попавшие под реновацию районы, будут ревниво завидовать счастью реновируемых.
Мне кажется, что мэрские технологи поняли, что основная сила на предстоящих выборах – это совсем не депутаты от большой партийной шестерки. Те будут вести размеренную, пропартийную кампанию, считая себя защищенными брендом. Самыми активными и жесткими в агитации и действиях будут самовыдвиженцы, те, кто пользуются любыми партийными брендами – малыми партиями, группами по месту жительства, «РОСТовцы», прогрессисты и прочие. Местная активность москвичей сейчас как нельзя высока, а мэрские технологи к ней недостаточно готовы.