Транспортная стратегия московских властей реализовывается очень хорошо, но есть серьезные проблемы
На развитие транспортной системы столицы в 2013 году планируется выделить 352 миллиарда рублей из бюджета Москвы. Это на 12 миллиардов рублей больше, чем в прошлом году.
"Проекты в Адресной инвестиционной программе Москвы начинают развиваться и требовать больших инвестиций. В первую очередь речь идет о развитии транспортной системы, в частности о строительстве метрополитена", — сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
"Если в прошлом году мы ввели 8,5 километра линий метро, в этом году нам предстоит почти удвоить эти объемы — ввести 14 километров, а также сделать заделы на будущие годы, вплоть до 2020 года, для того чтобы в целом метрополитен города Москвы увеличился почти в 1,5 раза", — добавил мэр.
По словам Собянина, таких же серьезных усилий требует ремонт дорог. "В этом году нам предстоит закончить реконструкцию пяти вылетных магистралей, приступить к новым дорогам, построить целый ряд развязок и других транспортных коммуникаций", — отметил глава города.
Как сообщается на сайте столичного стройкомплекса, мэр также упомянул о реконструкции Московской кольцевой железной дороги. Проект стартует в 2013 году, и после его реализации появится 240 километров линий пригородного сообщения.
Сергей Марков:
— Сама логика столичной транспортной политики абсолютно верна, ее можно только поддержать. В Москве нужно развивать, прежде всего, общественный транспорт. Необходимо дать людям возможность добираться спокойно на общественном транспорте, куда они хотят, и создать новую атмосферу, когда пользоваться общественным транспортом будет не позорно и не запредельно дискомфортно. Это единственный способ решения транспортных проблем сейчас. И эта стратегия московских властей реализовывается очень хорошо, но, увы, есть проблемы.
Нам, конечно, трудно судить о реконструкции и развитии метрополитена, он под землей, вдали от глаз, но мы видим, как реконструируются автомагистрали. Они реконструируются ужасно. Главная проблема здесь – катастрофическое затягивание ремонтного процесса. Для примера, вот я часто бываю в Общественной палате, которая находится рядом с площадью Белорусского вокзала, там, по-моему, уже лет 10 реконструируют. Я так понимаю, как должно быть: огородили, работают в три смены и за 2-3 недели реконструировали. У нас: огородили, никто ничего не делает, там пусто и годами это стоит. Вот здесь нужно навести порядок. Вместо того, чтобы одновременно проводить 100 реконструкций, нужно выбрать 20, энергично и быстро их сделать и перейти на следующие 20. В настоящее же время зачастую эти сроки затягиваются так, что переходят все разумные пределы. Где в этом случае контролирующие органы? Такое ощущение, что власть у строительных компаний, — огородили, где хотели и когда хотели, и дальше ничего не делают. Или еще пример, развилка ТТК и Ленинградки, там чудовищные пробки на ТТК, когда, по сути, три полосы сливаются в одну. Мимо проезжаешь и видишь, что делать одну полосу не было никакой необходимости, за бетонным ограждением просто сугроб, ничего нет. Вот такие ситуации и вызывают бурю возмущения, пробки и дискредитируют абсолютно правильную стратегию мэра по решению транспортных проблем в Москве. Главное, что должно быть сделано, — это наведен порядок как это строится и реконструируется.
Еще одна вещь, которая сейчас упускается из виду властями, но которую делать надо, — у нас нет системы мелких улучшений. Я, например, когда езжу, делаю разворот на ТТК в районе станции метро Маяковская, я вижу, что там образуется большая пробка, поскольку поворот очень крутой и машины выстраиваются из двух рядов в один. Там бордюр надо перенести на 0,5-1 м. ближе к туннелю, он там никому не нужен, слишком далеко сделан. А никто этого не делает, и даже мне непонятно, к кому должны обращаться в таких случаях граждане. Необходимо выстроить систему получения предложений от населения для мелких улучшений, может быть, кто-то и глупость скажет, но нужно отбирать здравые идеи. Это поможет очень дешево и очень быстро добиться улучшения ситуации. В городе нужно сделать, условно говоря, 10 000 мелких улучшений, это значительно повысит проходимость.
Еще одна проблема, которая есть и о которой говорят все специалисты, — необходимость повышения связности дорог в Москве. Нужно, чтобы проехать из одной точки города в другую можно было максимально быстро и коротким путем. Москва очень часто рассечена железнодорожными путями, и эти дороги эти часто заканчиваются тупиками, а нужно сделать проходы, небольшие туннели под путями. А много есть ситуаций и обратных, например, я много езжу в районе Алтуфьево и Ботанического сада, там был туннель под железнодорожными путями, а несколько лет назад, наоборот, взяли и поставили бетонные блоки. А лучше было бы просто хорошо укрепить дорогу, оставить проход. Если усовершенствовать систему таким образом, то люди вместо того, чтобы делать круг, объезжать и создать огромные пробки, будут легко проскакивать в такие маленькие туннельчики из одного района в другой. Сейчас это делается еще мало у нас, а в европейских странах это очень распространено.
Еще, на мой взгляд, сейчас неправильная ситуация с выделенными полосами. Выделенные полосы под общественный транспорт хороши, когда по ним идет много автобусов. Если автобусов много и ходят они часто, то количество людей, которых они перевозят, намного превосходит количество людей, которые могли бы перевозиться, если бы ездили только автомобили. У нас во многих местах по выделенным полосам автобусов ходит очень мало. Я вот хорошо знаю ситуацию в Стамбуле, там на нескольких главных автомагистралях выделены полосы для общественного транспорта, но автобусы идут каждые 30 секунд, то есть вы сели в автобус и вы видите автобус, который ушел впереди и тот, который приехал следующим. Там огромный грузопоток. Если выделенную полосу не заполнять значительно увеличивающимся объемом автобусов, то эти полосы не улучшают, а ухудшают ситуацию с пробками.
В наших условиях, там, где нет сплошного потока общественного транспорта, я бы не вводил полный запрет на движение автомобилей, а ввел бы правило, чтобы все автомобили должны были всегда уступать дорогу автобусам. Поставить автобусам видеорегистраторы, которые бы фиксировали мешающие машины, и выписывать штрафы нарушителям. Сама-то по себе идея приоритета для автобусов правильная. На мой взгляд, вот такие простые правила значительно улучшили бы транспортную ситуацию в столице.