Собянин абсолютно прав, указывая на сокращение доли бюджетных расходов в реальный сектор


Мэр Москвы Сергей Собянин предлагает правительству вернуться к теме баланса доходных источников и расходных обязательств региональных и местных бюджетов. Напомнив о том, что «изменения бюджетного законодательства не раз приводили к снижению доходной базы регионов», он привел в пример ситуацию, сложившуюся в 2010-2012 годах, когда были приняты решения о перераспределении нормативов начисления акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию.

Собянин обратился к правительству с просьбой «вернуться к теме баланса доходных источников и расходных обязательств на региональном и местном уровнях и вести мониторинг этого баланса в постоянном режиме».

Кроме того, мэр уверен, что переход на так называемый «программный бюджет» должен способствовать расширению практики замещения бюджетных ресурсов средствами частных инвесторов. В настоящее время, констатировал Собянин, «особое беспокойство вызывает динамика сокращения доли инвестиционных расходов в региональных бюджетах».

Константин Чаплин:

— Суть программного бюджета заключается в том, что поднимается определенная проблема, ставятся задачи по ее решению, пишется соответствующая программа. Но денег под ее реализацию нет. Так что переход на программный бюджет оправдан только в случае, если есть деньги. А в условиях финансово-бюджетной централизации в России и скудости региональных бюджетов (Москва, пожалуй, исключение) смысла в переходе на программный бюджет, пока нет определенности с источниками финансирования программ, я лично не вижу.

Так что придется встраивать программы в реальные возможности бюджета. Другой вопрос — где взять дополнительные средства. Мэр Москвы Сергей Собянин говорит о частно-государственном партнерстве. Однако бизнес будет сотрудничать с властью только в случае, если увидит возможность извлечения прибыли. Как справедливо писал Карл Маркс, «обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».

Поэтому, с одной стороны, нужно решать задачу мотивирования бизнеса, поиска программ, которые могут его заинтересовать прибылью, с другой, — давно пора отказываться от плоской шкалы налогообложения физических лиц. Иначе в региональных бюджетах никогда не появится средств на развитие, на инвестиции в реальный сектор экономики, на реиндустриализацию. И Собянин абсолютно прав, когда указывает на сокращение доли бюджетных расходов именно в реальный сектор. В инвестиции.

Что касается неэффективных расходов, о которых также говорит Собянин, то с ними можно бороться бесконечно и не получить необходимого эффекта.

Важнее, по-моему, жесткое планирование государственных расходов, их увязка с выполнением конкретных показателей в экономической и социальной сфере.

Сколько бы ни ругали плановую экономику, но жизнь показывает, что она реалистичнее рыночной. «Невидимая рука рынка» Адама Смита ничего не отрегулирует. Бизнес не заинтересован в свободной конкурентной борьбе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: