«Рекламная пауза» Сергея Собянина
Мэр Москвы Сергей Собянин заслуживает уважения хотя бы потому, что не боится браться за тяжелые, неоднозначные и рискованные с точки зрения общественного мнения инициативы. Одна из таких тем, которая оказалась в сегодняшней повестке, — инициированная столичными властями «расчистка» города от рекламы.
За последние двадцать лет главный российский мегаполис удалось превратить в классическую рекламную помойку. Так произошло, вероятно, потому, что основным приоритетом было не целенаправленное развитие столицы, повышение качества жизни в ней, а бездарное и иногда совершенно беспринципное зарабатывание денег. Результат такой политики в самом прямом смысле сейчас налицо: мы оказались в городе, который заполонили многочисленные билборды и растяжки.
Симптоматично, что сами представители отрасли признаются: Москва нуждается в глобальной «зачистке». Ждать больше нельзя: в этом рекламном хаосе даже эффективный продукт совершенно теряется, а следовательно, его эффективность заметно снижается либо вовсе сводится к нулю.
Городская реклама должна быть полностью подчинена интересам города. А значит, востребован определенный уровень качества. Освобождение от неадекватной рекламы города, которой сегодня занялись столичные власти, необходима — необходима сразу по нескольким причинам.
Во-первых, она нужна столице как туристическому центру, в который приезжают люди со всего мира. Что видят туристы? Исторические здания, затянутые гигантскими уродливыми полотнищами? Рекламные щиты, контент которых оставляет желать лучшего? Очевидно, что повышать туристическую привлекательность российской столицы без изменения облика города невозможно.
Во-вторых, «расчистка» требуется и жителям Москвы, которые порядком устали от такого рекламного нашествия. Доходит до того, что растяжки перекрывают дорожные знаки и указатели. В центральной части многих городов вообще введен запрет на размещение рекламной продукции. Исключение делается только в тех случаях, если речь идет о государственной или социальной рекламной продукции, имеющей общественное значение. И в этом тоже есть определенная логика.
В-третьих, царящий рекламный хаос губит саму идею продвижения того или иного продукта. Превращение центра города в плохо оформленную «доску объявлений» в итоге оборачивается против самого бизнеса.
Однако у затеянной рекламной «зачистки» имеются и определенные подводные камни, о которых надо помнить Сергею Собянину и его команде. Борьба за возвращение Москве исторического облика не должна в итоге обернуться переделом рекламного рынка и конфронтацией власти и бизнеса. Именно поэтому «генеральная уборка» должна стать не форс-мажором или ожесточенным конфликтом, а системной работой, в каком-то смысле — совместным мероприятием власти и бизнеса. Для этого сторонам стоит рассматривать Москву не столько как удачную рекламную площадку и место для реализации коммерческих проектов, столько как город, в котором комфортно и жить, и работать.