Пять лет Собянина: оправданный риск и проблемная коммуникация
Исполняется пять лет с момента прихода Сергея Собянина на должность мэра Москвы. Как достижений, так и просчетов в его деятельности было довольно много. Пять лет – большой срок. В плане хозяйственном, что, собственно, москвичей больше всего интересует, к достижениям я бы отнес транспортную политику, которую довольно часто критикуют. Она рискованная, эта политика, с точки зрения граждан и пользователей транспортной сети города Москва. Но это ровно то, что обсуждали много-много лет эксперты («без этого город встанет»). И город уже должен был стоять, если бы каких-то действий не было предпринято.
Также можно отметить политику платных парковок. Опять-таки ее много ругают. Сейчас она вводится откровенно неумно. Но когда зона платной парковки была введена в центре, центр, по крайней мере, удалось хоть как-то разгрузить. Раньше по нему даже проехать нельзя было. Это и нововведения в сфере общественного транспорта. Как такового ночного транспорта раньше в Москве не существовало, сейчас он есть. Не знаю, пользуется ли им кто-то, но он существует. Это и полезная история с единой билетной системой. Развязки, которыми мэрия очень гордится. Только в этой сфере еще много чего можно перечислять.
Если говорить о просчетах, они есть в той же транспортной политике. Прежде всего платные парковки, которые вводятся на непонятно каких улицах и непонятно на каких основаниях. Сразу же критиковали политику сноса палаток. Да, действительно, жутко неудобно, когда в рамках облагораживания облика города затрудняют жизнь горожанам. В принципе, список достижений и претензий общеизвестен. Возьмем введение налога на капремонт: скорее проблема была не в том, что его ввели (вводили его федеральные власти), а в том, что политика была разъяснена таким образом, что половина граждан ее не поняла. А разъяснять ее, конечно, надо было уже на региональном уровне. Потом бросились разъяснять, но разъяснили плохо и поздно. Обычно это стандартная проблема российских властей.
Есть еще сложности разного рода. Это всяческие не очень понятные истории по взаимодействию собственно с горожанами, которое не могут толком выстроить. Это, конечно же, неудача. Получается, что, с одной стороны, "мы открыты", наша дверь всегда открыта для вас, а с другой – стандартный бюрократический подход со всеми отсюда вытекающими последствиями. «Вот у нас есть портал, пишите туда». Может быть, я не такой активный гражданин, но я особо не слышал, чтобы кто-нибудь туда обращался.
Политические нововведения я тоже не отнес бы к числу безусловных удач. Потому что переигрывание практически по ходу кампании условий ведения выборов в Мосгордуму – не самое удачное решение. Проведение выборов только по одномандатным округам – решение возможное, но не самое очевидное. Из историй разговоров с несистемной оппозицией: все время какая-то двойственность с тем же согласованием митингов, которые то ли согласуют где-то, то ли не согласуют. С теми же платными парковками – сейчас происходят митинги. Я не понимаю: их вообще кто-то слушает, кто-то отслеживает, кто-то пытается взаимодействовать? В принципе набор точечных решений проблему платных парковок, наверное, снял бы. Я просто не понимаю, что делает здесь московская мэрия. А если мы не понимаем, что она делает, значит, она делает это неправильно.
Существует политика организации парковых программ. Но Москва — это город, в котором круглый год парками пользоваться нельзя по понятным погодным причинам. А что, например, сделано для организации таких же досуговых пространств зимой? Да ничего не сделано.
Если говорить о перспективах Собянина, то, во-первых, надо помнить, что мэр Москвы – должность выборная. Выборы у нас состоялись в сентябре 2013 года, сейчас октябрь 2015 года, мэр избирается на 5 лет. У Собянина даже экватор первого выборного срока в Москве только через полгода. Говорить о том, что ему пора готовиться к выборам, мягко говоря, рано. Подготовка к выборам должна начаться в мэрии через полтора года, если Собянин решит остаться. Разговоры по поводу того, что он суперуспешный мэр и должен быть непременно федеральным управленцем, велись в 2010 году, в 2011-м и даже чуть-чуть в 2012-м. С тех пор эти разговоры всерьез приутихли. Судя по всему, Сергею Семеновичу жить с Москвой, а Москве жить с ним. По крайней мере, в ближайшие два с половиной года в этом вопросе нас вряд ли ждут серьезные изменения.