Пять лет и два Собянина
Исполняется пять лет с того дня, когда вместо Юрия Лужкова на Тверскую, 13 вселился Сергей Собянин. Собянин к тому времени проработал на многих должностях, причем в его деятельности отчетливо просматривается последовательное, без рывков и скачков освоение карьерных высот. В самом деле: мэр Когалыма, затем глава парламента Ханты-Мансийского АО, губернаторство в Тюмени и переезд в Москву. А в московской жизни — глава Администрации президента, руководитель аппарата правительства и, наконец, мэр Москвы.
Как сотруднику аппарата Госдумы, мне доводилось участвовать в совещаниях руководства депутатской группы «Новая региональная политика», когда в Думу первого созыва приезжал Сергей Семенович. А поскольку группой руководил Владимир Медведев, избранный в Думу по Нижневартовскому округу, эта группа была для Собянина вторым домом. Это было в 1994-95 годах. Впечатления от тогдашнего Собянина были благоприятными. Импонировало его спокойствие, умение коротко изложить суть проблемы и слушать собеседников. Очевидно, поэтому мои ожидания от замены Лужкова на Собянина были высокими.
Впрочем, это наблюдалось у многих москвичей, уставших от тяжкой атмосферы, сложившейся за многолетнее правление столицей «человека в кепке». Москвичей "достала" и точечная застройка, когда им приходилось чуть ли не бросаться под бульдозеры, дабы не допустить строительства, и семейственность, что расцвела при Лужкове до бесстыдства, и коррупция, пожирающая все и вся. Москвичи при Лужкове все острее осознавали свое бесправие перед административной машиной, как катком давившей права столичных жителей и любые здравые инициативы. Хотелось видеть во главе города человека, который взялся бы за тяжкую, но крайне важную работу по очистке Москвы от лужковского и выстраиванию новой системы власти, в которой активной позиции москвичей нашлось бы достойное место. Собянин казался именно таким человеком.
Во время знакомства со столицей, когда Собянин выезжал в районы, его охрана не отгоняла активистов, не препятствовала его контактам с жителями, а новый мэр, выслушав, обещал решить изложенные проблемы. Такая открытость обнадеживала. Так было и тогда, когда Собянин приехал в парк Сокольники, где ему вручили пожелания жителей — с конкретным планом реализации. Он тут же дал поручение своим помощникам, те взяли телефоны, пообещали связаться. С тех пор минуло 5 лет. Ни звонков, ни даже намека на выполнение обещанного. К слову сказать, Сокольники этого не простили: в 2013 году Собянин получил здесь менее 45%, самый низкий результат в ВАО.
Многие эксперты отмечают рост присутствия в информационном поле Собянина и членов московского правительства накануне 5-летия. Было заметно, что глава города хотел понравиться, назвав Москву городом, который стал ему родным, и не исключив своего участия в очередных выборах мэра, сопроводив это оговоркой: «поживем – увидим». Собянин не говорил о собственных ошибках и о тех, кто недоволен его политикой, а это неверно: с теми, кто недоволен, нужно работать, не допуская формирования протестных движений. Ведь даже банальная арифметика итогов выборов мэра 2013 года, говорит, что более 40% москвичей проголосовали не за Собянина. Это означает наличие в городе серьезного протестного потенциала.
Москвичи тоже подводят итоги пятилетия Собянина на посту мэра. Во многих районах столицы проходят митинги против платнопарковочной экспансии московских властей, которая уже распространилась за пределы третьего транспортного кольца. Похоже, и это не предел. Идеолог этого "почина", руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов, ссылается то на мировой опыт, то на необходимость разгрузки транспортных артерий от избыточного транспорта, то на иные причины, демонстрируя трогательную заботу о нуждах города. Жители не испытывают восторга и выходят на улицы.
На днях в адрес Владимира Путина поступило обращение с просьбой избавить город от забот Ликсутова. Вообще-то не дело президента разбираться с департаментом транспорта — пусть даже и столичного. И авторы письма тоже об этом знают. Но тут тот самый случай, когда, что называется «достало». В последние дни тональность требований сменилась — в ряде районов москвичи настаивают на отставке не только Ликсутова, но и самого градоначальника.
Платные парковки — отнюдь не единственная претензия к Собянину. Тут и снос исторических зданий, хотя не в столь масштабных размерах, что было при Лужкове, но тоже меняющий близкий москвичам облик столицы. И, наконец, борьба с коррупцией. Любой москвич, хотя бы краешком сталкивающийся с решением своих проблем, пытающийся улучшить среду обитания, сталкивался с монолитом круговой поруки, которая стала нормой взаимоотношений префектур, управ, муниципалитетов. Снизу эта стена непробиваема, а сверху, из мэрии нет даже малейших попыток снизойти до решимости разорвать порочный круг.
Могут возразить, что некоторые сайты, которые запущены при Собянине, куда любой москвич может пожаловаться на действия (бездействие) районных властей, выполняют роль обратной связи между городской властью и москвичами. Это справедливо, но лишь отчасти. Да, местные руководители боятся большого количества претензий граждан. Да, некоторые требования граждан учитываются, но в основном доминируют отписки, ретуширование истинного положения дел.
Подведу свои итоги пятилетия Собянина. Тот Собянин, которого я видел 20 лет назад, и нынешний — два разных руководителя. Тот, на собственном опыте познавший важность развития федерализма и местного самоуправления, считавший, что именно региональная и местная власть должна стать фундаментом для возведения государства, — остался в далеком прошлом.
Нынешний Собянин даже не попытался видоизменить систему московской власти, выстроенную Лужковым, изъял у муниципалитетов многие полномочия, сохранил префектуры, неподотчетные гражданам и выборным органам, тем самым еще более отдалив власть от москвичей. Положение, когда места парковок определяет Ликсутов, — нонсенс. Наверное, жителям районов виднее, где эти парковки могли бы быть, и через советы муниципальных депутатов они могли бы безболезненно решать эти проблемы. А если бы еще и деньги от оплаты поступали бы в бюджеты районов и шли на его нужды, наверное, не болела бы голова по этой части у властей города, и все бы решалось на районном уровне. В такой децентрализованной системе власти пребывают многие европейские столицы, тот же Лондон.
Кроме проблем, ставших достоянием московской общественности, есть и иные — не столь кричащие, но характеризующие работу московских властей. Просто перечислю их.
Строительство Третьего пересадочного контура метрополитена — дело нужное. Однако заместитель мэра Марат Хуснуллин почему то решил провести ревизию Генплана, согласно которому часть ТПК должна пройти от м.Семеновская через м.Преображенская до м.Рижская. Причем со строительством одной станции в районе Богородское, жителей которого измучили транспортные проблемы. Но для Хуснуллина закон Москвы не указ: он с завидной настойчивостью продвигает проект хорды ТПК по маршруту Электрозаводская-Сокольники-Рижская. Жители прилегающих районов против, собрали огромное количество подписей, но Хуснуллин с гордостью в одном из интервью заявляет: да, мы строим не по Генплану.
Не так давно были объедены ГУИСы и ДЭЗы. В результате во всех районах Москвы появились на свет государственные бюджетные учреждения «Жилищник», взявшие на себя заботу по управлению домами и уборке придомовых территорий. Эдакие монополистики районного масштаба. Многие независимые от районного начальства управляющие компании были вынуждены покинуть рынок ЖКХ. Впечатляет штатное расписание и зарплаты. Так, в Восточном Измайлове штат «Жилищника» — 465 человек, фонд заработной платы – 11 млн. руб. в месяц, оплата уборщицы — 40 тыс., дворника – 74 тыс., руководителя участка – 170 тыс. Неплохо, но москвичу устроиться на такую работу невозможно. Зато гастербайтерам или вахтовикам из соседних регионо, — зеленый свет. Особых сомнений в том, что они получают зарплату не в полном объеме, нет. В ряде районов уже ловили за руку тех, кто обирает рабочих.
В Москве во многих районах нулевая обеспеченность досуговыми помещениями в пешей доступности. Жители Москвы предложили мэрии реконструировать для этих целей кинотеатры. Игнорировав просьбу жителей и Генплан, мэрия продает 39 кинотеатров за 9,5 млрд. руб., при этом земельные участки в сделке вообще не были учтены. По моей оценке, бюджет потерял 24 млрд. руб. Выкупила все кинотеатры одна фирма с уставным капиталом 10 тыс. руб.
Список претензий жителей можно продолжать. Но недовольство москвичей работой столичных властей происходит именно из-за нежелания обитателей Тверской,13 видеть в активной части московского общества партнера. Не снисходит мэрия до диалога с горожанами. А так называемые публичные слушания, которыми порой гордится столичная бюрократия, — зачастую не более чем профанация.
Многие помнят слова Владимира Путина о политическом потолке Собянина, которые были произнесены на инаугурации мэра осенью 2013 года. С оценкой президента не поспоришь.