Предвыборная кампания Собянина: основные проблемы
На мой взгляд, предвыборная кампания мэра Москвы Сергея Собянина уже постепенно разворачивается. Также, как и, например, кампания президента – Владимира Путина. Он не объявлял о ней официально, но, по сути, предвыборные мероприятия проводятся уже давно.
Что относится к кампании Собянина? Это, безусловно, программа реновации Москвы – ключевое направление его деятельности. А также муниципальная кампания (выборы, — прим.ред), которая сформировала одновременно депутатский корпус на местах, и выявила все возможности и проблемы в московском электоральном процессе. А сейчас начинается новый этап. Фактически Собянин уже публично начинает говорить о том, что собирается вести избирательную кампанию. И делает это до президентских выборов. То есть в этой логике получается, что кампания Собянина будет в определенном смысле идти параллельно с выборами главы государства. Кампания Путина в Москве будет одновременно и кампанией, которую сам Собянин будет публично проводить, уже готовясь к своим выборам. Поэтому здесь есть, на мой взгляд, очевидные этапы. И сейчас это как раз тот этап, когда две кампании уже публично становятся параллельными.
Главная проблема Собянина обозначилась как раз при запуске программы реновации и проведении муниципальных выборов. Не менее важная задача, которую предстоит решить – отладка эффективной обратной связи с москвичами. Поскольку без взаимного понимания действия властей могут оказаться существенным негативным фактором.
К чему это может привести? Вновь к низкой явке на выборах. А также к тому, что оппозиционеры (или один основной оппозиционер) могут оказаться вполне эффективными игроками на поле мобилизации избирателей, нежели мэрия Москвы. Необходимо проводить работу по мобилизации лояльной части москвичей (а часть это немалая). И, разумеется, речь идет не об административных методах мобилизации, а о создании стимулов для того, чтобы лояльные москвичи пришли на выборы и проголосовали за Собянина. Вот пока это проблемы, и их предстоит решать.
Конкурентное поле тоже постепенно формируется, и ключевой вопрос: будет ли кампания поляризована? Очевидно, что на роль главного соперника претендует Дмитрий Гудков. Или же произойдет раскол на оппозиционном фланге, и появятся и другие сильные кандидаты.
С моей точки зрения, мэрия Москвы, конечно, заинтересована в расколе оппозиции. Получится ли у самой оппозиции избежать раскола? Скорее нет, чем да. Прошлые выборы показывают, что оппозиционная коалиция рыхлая, и договариваться внутри ей очень сложно. Хотя, не исключаю и того, что даже в случае раскола поляризация кампании может произойти. И Дмитрий Гудков станет новым лицом оппозиции, за которого будет голосовать недовольная часть москвичей, при этом отвергая представителей более системных сил, включая и того же Сергея Митрохина, который вполне может выдвинуться.