Пешеходные зоны с интенсивной жизнью — это формат гражданского общества
Власти Москвы всерьез задумались о том, как должны выглядеть пешеходные улицы, которых в последнее время в городе становится все больше. Уже до конца января следующего года столичная мэрия собирается утвердить общие требования к внешнему облику и использованию зон без автомобиля общегородского значения.
Между тем, увеличение числа пешеходных маршрутов не только улучшает качество городской среды, но и выгодно для стрит-ритейла – рентабельность в таких местах повышается на 20-30%, утверждают эксперты.
Дмитрий Москвин:
— Пешеходные улицы — это признак продвинутых городов, но не самоцель. Большинство мегаполисов в России обзавелись ими в 2000-х годах, подражая первому подобному проекту — Арбату. Но сразу выяснилось, что убрать автомобили и поставить нелепые скульптуры — это не создать комфортную среду для активного досуга горожан.
Именно на этих улицах активно развернули деятельность граффитчики, пришли уличные театры, прочая неорганизованная самодеятельность, но обычные горожане не стремятся туда. Сейчас эти улицы превратились в скопление бутиков и кафе, которые лишь отчасти решают проблему.
Пока что удачных примеров использования подобных уличных пространств в России, вероятно, нет. Речь должна идти о комплексном подходе: так называемые public space (публичные пространства) возникают в неожиданных местах, которые непривычны для горожанина, формируют у него новый опыт общения с городом, мобильности. Это пространства насыщенной культурной и социальной жизни — здесь регулярно проводятся фестивали, размещаются креативные индустрии, серьезно развита доступная разным категориям торговля. Это всё не для туристов, не на показуху, а для повседневной жизни собственных горожан.
Будут несомненные трудности. Придется долго приучать, например, к современному искусству, потому что в подобных зонах могут успешно функционировать только объекты паблик-арта, а не монументальные композиции «под старину». В подобных зонах важно ощущение свободы (что не отменяет соблюдение правил), а поэтому здесь будут появляться неожиданные проекты, которые зачастую непонятны властям и кажутся им опасными. Вообще, пешеходные зоны с интенсивной жизнью — это формат гражданского общества.