«Парковочный вопрос»: плата за комфорт
Столичные власти приняли решение расширить зону платной парковки до Садового кольца. Как заявили в мэрии Москвы, плата вводится с 25 декабря текущего года. По словам вице-мэра столицы Максима Ликсутова, расширение пройдет в два этапа. С 5 декабря платная парковка вводится в районах Замоскворечье и Якиманка, при этом в границах Бульварного кольца тариф повышается с 50 до 80 руб. в час. С 25 декабря час парковки на территории от Бульварного до Садового кольца обойдется в 60 руб. По мнению Ликсутова, «линейный тариф не выглядит правильным». В частности, на местах, которые наиболее востребованы и не касаются социальных объектов, должна быть дифференциация тарифов, уверен вице-мэр.
Расширение зоны платной парковки – безусловно, непростая, но необходимая в условиях современной Москвы мера. Тестовая зона платного паркинга была введена в ноябре прошлого года на Петровке, Каретном Ряду и еще на 19 улицах. Таким образом власти планировали сократить количество личного автотранспорт в центре, разгрузив его от пробок для беспрепятственного движения общественного транспорта.
За время действия новации многие москвичи успели заметить, что припарковать машину в центре на самом деле стало заметно проще. Об этом, к слову, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения среди москвичей. 45% респондентов одобрили введение платной парковки в центре города. Это немалый кредит доверия населения мерам, принимаемым в этой сфере.
Социологи также подтвердили, что жители Бульварного кольца и водители отметили как позитивный фактор освобождение тротуаров и пешеходных зон от автомобилей. Водители отмечают: движение стало более свободным на территории, где введена платная парковка.
Действующие тарифы смущают сегодня немногих. Так что идея платного паркинга в целом принимается как представителями профессионального сообщества, так и рядовыми автомобилистами.
В любом случае команде Сергея Собянина, которая с самого начала возвела в ранг приоритетных дорожно-транспортный вопрос, удалось добиться того, что жители Москвы осознали: мегаполис без упорядочения парковочного режима существовать не может.
Нет никаких сомнений в том, что автомобильная поездка должна стоить существенно дороже, чем поездка на общественном транспорте. Однако непосредственная цена парковки определяется экспериментальным путем, потому что в первую очередь выполняет функцию регулятора, а не наполнителя городского бюджета. Логика приблизительно такая: если все парковочные места заняты, следовательно, необходимо повысить цену. Гибкость тарифов должна быть ориентирована на географию: чем ближе к центру города, тем дороже, чем дальше от центра, тем дешевле.
Проблемы остаются. Так, не до конца отрегулирована система оплаты за парковку. Ведь сама по себе система оплаты пока непроста. Механизм должен быть незатейливым, по сути – примитивным, как в США, например: там вполне успешно работает жетонная система оплаты.
Власти Москвы не просто делают платной парковку в центральной части города, параллельно развивается общественный транспорт. В последнее время в его развитие инвестируются серьезные средства. Многие москвичи, приверженцы личного автотранспорта в недавнем прошлом, сегодня все активнее пользуются метро, автобусом и трамваем. Переход вызван вполне прагматичными соображениями: это дешевле и во многих случаях удобнее.