«Парковочный вопрос»: диалог вместо балагана
Референдума о платных парковках в российской столице не будет. Известно, что в «Справедливой России» приняли решение не сдавать подписные листы по референдуму о платных парковках в Московскую городскую избирательную комиссию из-за большого числа недостоверных подписей. Об этом сообщил лидер партии Сергей Миронов. Между тем даже сама возможность его проведения вызвала серьезный резонанс. Экспертное сообщество посчитало реализацию такой инициативы неоднозначной.
На самом деле отмена референдума выглядит вполне закономерно и логично. Собственно, не очень понятно, каких конкретно целей пытались добиться его инициаторы. Спросить у москвичей, требуется ли им платное парковочное пространство? Очевидно, что бесплатное лучше, нежели платное. Однако такой роскоши Москва больше себе позволить себе не может. Да и не только Москва: сегодня многие российские города, причем даже не мегаполисы, идут по этому пути.
Российская столица, в отличие от многих мировых мегаполисов, еще только-только приступает к реализации этой непростой с экономической, технической и социально точек зрения программе.
Развитие платного парковочного пространства в Москве – это многоаспектная проблема, которая не может быть решена путем голосования. Думаю, большинство разумных людей согласится с тем, что платный паркинг – это неизбежность. Однако сказать «да» или «нет» недостаточно, поскольку предстоит дать немало ответов на автоматически возникающие вопросы: какие районы должна затронуть зона платной парковки, какие условия предусмотрены для местных жителей, как разумно проводить дифференциацию тарифной политики?.. И это мы еще не поднимаем чисто технические вопросы, а их тоже немало.
Безусловно, проблема платных парковочных зон должна обсуждаться не только экспертным сообществом. Привлечение общественности к дискуссии и выработке компромиссных решений необходимо. Однако и здесь крайне важно соблюсти грань, чтобы не превратить конструктивный и грамотный диалог в шумный и маловразумительный балаган.
Сегодня, когда стало понятно, что референдума не будет, крайне важно донести до горожан, что их мнение в любом случае будет воспринято. Для этого необходимо выделить несколько блоков претензий, вопросов и пожеланий, возникающих в связи с внедрением в столице платного паркинга.
Во-первых, надо объяснить москвичам, что весь город в итоге не станет платным. Необходимо во что бы то ни стало развеять этот миф, который, увы, прочно закрепился в сознании многих жителей.
Во-вторых, необходимо продемонстрировать пользователям услуги ее гибкость. Очевидно, что здесь не может быть единого подхода: например, ночная парковка и парковка в дневное время у торгово-офисных центров должна быть дифференцирована. Таким образом, встает вопрос тарифной политики – нельзя все грести под одну гребенку. Москвичи должны лично убедиться в здравом подходе властей к вопросу.
В-третьих, нужно обеспечить полную прозрачность взимания и расходования «парковочных» денег, показать населению, что эти средства не оседают в чьих-то карманах, а направляются на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Вполне возможно, для этого даже потребуется создание отдельного интерактивного ресурса, на котором жители столицы в режиме реального времени смогут отследить поступления средств и их дальнейшее расходование.
И последнее. Сегодня крайне важно донести до москвичей, что платные парковочные зоны – это не попытка обогатиться и заполнить бюджет, а желание столичных властей повысить качество жизни миллионов людей.