Общественные советники Собянина: интерактив и интеллект
Вскоре жители Москвы смогут в качестве официальных общественных советников при управах контролировать работу чиновников и быть связующим звеном между населением, ТСЖ и правоохранительными органами. Соответствующее положение уже утвердил мэр российской столицы Сергей Собянин.
Советники, которые должны появиться в городе, призваны в первую очередь стать связующим звеном горожан с властью: они получат возможность сообщать жителям домов актуальную информацию о деятельности местных властей, в том числе о результатах встреч чиновников с населением. Кроме того, общественники смогут взаимодействовать с правоохранительными органами, товариществами собственников жилья, управляющими компаниями.
Эта инициатива вполне вписывается в общий контекст политики Сергея Собянина: построение постоянной коммуникации с москвичами, создание эффективной интерактивной системы является одним из его основных приоритетов.
Столичная мэрия при Собянине – это не замок за каменной стеной. За все время пребывания у власти мэром Москвы приложено немало усилий к тому, чтобы обеспечить доступность власти и прозрачность ее работы. Появление общественных советников представляет собой новый этап этой работы.
Безусловно, уже на начальном этапе необходимо определиться с тем, как именно будет выстраиваться деятельность советников, сколько их должно быть, какими возможностями в итоге люди будут наделены.
Очевидно, что здесь могут быть смоделированы разные подходы: возможно, Сергею Собянину потребуются не тысячи советников, а гораздо меньше, но все они будут профессионалами в различных отраслях – жилищно-коммунальном хозяйстве, дорожном строительстве, миграционной политике, здравоохранении.
При таком подходе мэр получает "расширенный" экспертный совет, с которым можно будет проводить интерактивные консультации по актуальным для Москвы проблемам.
Впрочем, может быть, что ставка будет сделана на действительно огромное количество общественных советников. У этого подхода также имеются свои преимущества: в частности, активисты смогут многое увидеть, собрать информацию на местах о целом пласте волнующих москвичей вопросов. Таким образом, «зона покрытия», несомненно, станет в разы больше. Не исключено, что некоторые проблемы будут обозначены впервые.
Однако при подобном подходе неизбежно встает вопрос эффективной коммуникации. Нет сомнений в том, что при огромном числе добровольных помощников их общение с первым лицом города не может быть в силу объективных причин прямым и регулярным. В таком случае потребуется создание некоего фильтра – возможно, даже отдельного аппарата, координирующего работу общественных советников и распределяющего полученные данные по ряду критериев — например, важности и актуальности. И здесь возникает риск забюрократизированности системы.
Именно поэтому столичной мэрии необходимо определиться, какой подход избрать – более широкий, нацеленный на массовый сбор информации о тех или иных «болевых точках» мегаполиса, или же более узкий, ориентированный на квалифицированную экспертную оценку авторитетных лиц.
Однако при любом из двух подходов Сергей Собянин и его команда получают неоспоримое преимущество – эта инициатива расширяет экспертный круг, повышает возможности столичной мэрии и во многом снижает риски в конфликтных ситуациях: советники становятся пресловутым «гласом народа». Они, безусловно, будут дополнительным выразителем общественного мнения, что никак не может оказаться лишним.