Обновление московской «Единой России»: профилактика назревающего протеста
Выборы в Москве в муниципальные собрания – это, пожалуй, самое тяжелое испытание, которое можно представить для мэрии на сегодняшний день. Политика городского управления вызывает нарастающий вал критики, как в части платных парковок, так и в части строительной политики и благоустройства. На выборах в Государственную Думу и выборах в городскую Думу Москвы размер избирательных округов не позволял не обладающим ресурсами для ведения больших кампаний оппозиционным кандидатам охватить значимую часть электората и тем более отработать все разнообразие социальной повестки на территории своего округа. На муниципальных же выборах кандидат в состоянии, во-первых, несколько раз обойти свой округ, во-вторых, отработать досконально социально востребованную повестку.
Ситуация усугубляется тем, что эта повестка становится все более протестной по отношению к политике городских властей. Кроме того, вскипающие конфликты породили и продолжают порождать локальных протестных лидеров, которые с успехом налаживают коммуникации с недовольным населением, фактически превращаясь в модераторов общественного мнения. Более того, на таком маленьком избирательном участке намного больше возможностей контролировать и управлять процессом голосования.
Фактически у мэрии стоит задача «перебегать» на локальной повестке 1400 оппозиционеров, а возможно и больше, на 1400 избирательных участках. Есть и еще одна угроза, которая, пожалуй, будет посерьезнее большого количества локальных местных протестных лидеров. Эта угроза заключается в том, что в Москве налицо серьезные процессы объединения протестных групп на общерегиональном уровне. Это и возникшее недавно объединение протестующих против строительной политики «За Москву», и консолидирующийся протест против транспортной политики и платных парковок. Фактически власти Москвы допустили ситуацию, при которой начал формироваться организованный общегородской социальный протест.
Ситуация может сложиться таким образом, что вместо 1400 отдельно взятых идущих на лозунгах социального протеста кандидатов, мэрия получит организованную коалицию из этих самых 1400 кандидатов, заявляющих единые требования. Помимо этого, велик риск объединения организационных ресурсов этих кампаний. Уже сейчас «Яблоко» и КПРФ открыли школы по подготовке будущих муниципальных кандидатов от оппозиции, и на фоне политики московских властей вся оппозиция вынуждено сбивается в кулак.
В итоге может получиться и самый настоящий общегородской плебисцит о доверии руководству города. Кроме того, победа значимой части оппозиционеров на выборах выведет из под контроля мэрии и муниципальный фильтр. Добавьте к этому то, что столичный регион – это федеральные риски и то, что вслед за муниципальными должны состояться выборы президента и одновременно выборы главы города. Неудивительно, что в этих условиях мэрия пытается ставить на молодых и активных. У Метельского хорошие связи со строительным бизнесом в Москве и навыки управления конфликтными ситуациями. Безусловно, есть организационные таланты и энергия. Однако его кандидатура – это ставка на преодоление силы силой. А вот удастся ли мэрии и «Единой России» усидеть на силе социального недовольства и тем более подавить энергию этого недовольства, вот это вопрос.