«Моя Москва»: конкуренция управ
Несколько месяцев назад ряд общественных деятелей объявили о проведении праймериз по выборам депутатов Мосгордумы. В качестве заявленных целей была и необходимость повышения явки на «настоящих» выборах и выявление истинно народных талантов и заступников, которые, как говорили инициаторы, просто не в состоянии пробиться через частокол партийцев, что огородили доступ рядовым гражданам в городскую политику. Мотивируя своё начинание, авторы, ссылаясь на мировой опыт, высказали идею именно внепартийных предварительных выборов, попутно отрицая, что за этим проектом стоит московская мэрия. Между тем праймериз в тех же Соединенных Штатах — это ожесточенная многомесячная борьба внутри партий, а уж никак не факультативные надпартийные предварительные выборы.
Эта инициатива, получившая название «Моя Москва», изначально вызвала многочисленные споры в политическом и экспертном сообществе. Спектр оценок полярен: от полной поддержки с подчеркиванием того, что это чуть ли не новое слово в «заботе об избирателе», до абсолютного неприятия в сочетании с обвинениями в адрес столичной мэрии в камуфляже ее истинных намерений, которые сводятся к формированию подконтрольной Мосгордумы
Кто же голосует на праймериз — так называемые выборщики или любой желающий житель столицы по предъявлению паспорта? Внутри оргкомитета до самого конца шли споры. В средине мая сошлись на том, что необходимо продлить срок регистрации выборщиков с 15 мая до 3 июня. Надо отдать должное инициаторам, они максимально постарались демократизировать процедуры. Участником борьбы за звание «народного кандидата» мог стать каждый москвич без всяких предварительных условий; максимально доступно участие СМИ в освещении голосования, никаких проблем с наблюдателями.
Но это процедуры, инициированные оргкомитетом. А что же внизу? Как районное начальство восприняло идеи проекта и как оно (начальство) реализует в общем-то здравые начинания? А тут и начинаются те самые «детали». Местное начальство восприняло «Мою Москву» как соревнование — и потому чрезмерное усердие глав управ ничего, кроме неприятия праймериз активной частью жителей районов, не дало. Да, кандидатов в кандидаты много, но граждан, жаждущих стать выборщиками, не заметно.
Местные власти, реагируя на ситуацию, задействуют бюджетников. Как рассказал кандидат в кандидаты Владислав Наганов из Перово, работников соцслужб под угрозой увольнения заставляют набирать людей для голосования на праймериз. «Не принесёшь 20 анкет избирателей — положишь заявление на стол. И если из этих двадцати человек не придёт голосовать минимум десять — тоже заявление на стол», — приводит Наганов слова одной из сотрудниц собеса. Какая же это «гражданская инициатива»?
Общее количество зарегистрированных выборщиков до конца оставалось тайной. По крайней мере, на сайте «Моей Москвы» об их общем количестве и разбивке по округам – ни слова. По моей оценке, на начало июня таковых по городу набралось чуть более 200 тысяч — и это из 7 млн избирателей. В пересчете на округа получается в среднем по 4 с небольшим тысячи выборщиков на 150-тысячный округ. Эти показатели не дотягивают до минимума легитимности. Принятое в последний момент решение о допуске к голосованию всех москвичей вряд ли поправит положение. Кроме соцработников, ходоками задействованы так называемые «общественные советники» из числа старших по подъездам.
В качестве основной задачи объявлена необходимость укрепления обратной связи между городом и обществом (кто же с этим спорит?), сбора с последующим анализом предложений граждан по районной проблематике (тоже важно). Однако вызывает удивление, что любые попытки выяснить состав уже назначенных общественных советников в районах города наталкиваются на сокрытие этих списков от общества. Общественные советники — секретные агенты? «Шила в мешке не утаишь», и выясняются странные вещи. Так, к примеру, в одном из домов в Сокольниках общественная советница прошлась по дому. Когда жильцы дома, впервые увидевшие эту активистку, спросили ее, как она оказалась среди советников, она ответила, что ее рекомендовала жена одного местного деятеля "Единой России". Другой общественной советницей оказалась бывшая сотрудница префектуры ВАО, а еще одной — жена сотрудника ЦСО (центр социального обеспечения граждан). В других районах, например в Восточном Измайлово, активисты района писали заявления на имя главы управы о желании стать общественными советниками, но им ответили отказом, сославшись на то, что нужное количество советников набрано.
Пока многое свидетельствует от том, что за вполне здравой идеей кроется банальная политтехнология — с конечной целью облегчения формирования в будущей Мосгордуме провластного большинства депутатского корпуса. Вероятно, по итогам праймериз победители будут именоваться не иначе как «народные кандидаты», что может создать неравные условия для кандидатов уже на старте кампании.
Эта инициатива, получившая название «Моя Москва», изначально вызвала многочисленные споры в политическом и экспертном сообществе. Спектр оценок полярен: от полной поддержки с подчеркиванием того, что это чуть ли не новое слово в «заботе об избирателе», до абсолютного неприятия в сочетании с обвинениями в адрес столичной мэрии в камуфляже ее истинных намерений, которые сводятся к формированию подконтрольной Мосгордумы
Кто же голосует на праймериз — так называемые выборщики или любой желающий житель столицы по предъявлению паспорта? Внутри оргкомитета до самого конца шли споры. В средине мая сошлись на том, что необходимо продлить срок регистрации выборщиков с 15 мая до 3 июня. Надо отдать должное инициаторам, они максимально постарались демократизировать процедуры. Участником борьбы за звание «народного кандидата» мог стать каждый москвич без всяких предварительных условий; максимально доступно участие СМИ в освещении голосования, никаких проблем с наблюдателями.
Но это процедуры, инициированные оргкомитетом. А что же внизу? Как районное начальство восприняло идеи проекта и как оно (начальство) реализует в общем-то здравые начинания? А тут и начинаются те самые «детали». Местное начальство восприняло «Мою Москву» как соревнование — и потому чрезмерное усердие глав управ ничего, кроме неприятия праймериз активной частью жителей районов, не дало. Да, кандидатов в кандидаты много, но граждан, жаждущих стать выборщиками, не заметно.
Местные власти, реагируя на ситуацию, задействуют бюджетников. Как рассказал кандидат в кандидаты Владислав Наганов из Перово, работников соцслужб под угрозой увольнения заставляют набирать людей для голосования на праймериз. «Не принесёшь 20 анкет избирателей — положишь заявление на стол. И если из этих двадцати человек не придёт голосовать минимум десять — тоже заявление на стол», — приводит Наганов слова одной из сотрудниц собеса. Какая же это «гражданская инициатива»?
Общее количество зарегистрированных выборщиков до конца оставалось тайной. По крайней мере, на сайте «Моей Москвы» об их общем количестве и разбивке по округам – ни слова. По моей оценке, на начало июня таковых по городу набралось чуть более 200 тысяч — и это из 7 млн избирателей. В пересчете на округа получается в среднем по 4 с небольшим тысячи выборщиков на 150-тысячный округ. Эти показатели не дотягивают до минимума легитимности. Принятое в последний момент решение о допуске к голосованию всех москвичей вряд ли поправит положение. Кроме соцработников, ходоками задействованы так называемые «общественные советники» из числа старших по подъездам.
В качестве основной задачи объявлена необходимость укрепления обратной связи между городом и обществом (кто же с этим спорит?), сбора с последующим анализом предложений граждан по районной проблематике (тоже важно). Однако вызывает удивление, что любые попытки выяснить состав уже назначенных общественных советников в районах города наталкиваются на сокрытие этих списков от общества. Общественные советники — секретные агенты? «Шила в мешке не утаишь», и выясняются странные вещи. Так, к примеру, в одном из домов в Сокольниках общественная советница прошлась по дому. Когда жильцы дома, впервые увидевшие эту активистку, спросили ее, как она оказалась среди советников, она ответила, что ее рекомендовала жена одного местного деятеля "Единой России". Другой общественной советницей оказалась бывшая сотрудница префектуры ВАО, а еще одной — жена сотрудника ЦСО (центр социального обеспечения граждан). В других районах, например в Восточном Измайлово, активисты района писали заявления на имя главы управы о желании стать общественными советниками, но им ответили отказом, сославшись на то, что нужное количество советников набрано.
Пока многое свидетельствует от том, что за вполне здравой идеей кроется банальная политтехнология — с конечной целью облегчения формирования в будущей Мосгордуме провластного большинства депутатского корпуса. Вероятно, по итогам праймериз победители будут именоваться не иначе как «народные кандидаты», что может создать неравные условия для кандидатов уже на старте кампании.