Москва: свой город своими силами
В Москве уже в ближайшее время будут созданы специализированные центры трудовой миграции, заявил не так давно мэр Москвы Сергей Собянин. По его мнению, такие учреждения позволят упорядочить прием и учет трудовых мигрантов. Показательно, что «миграционное» заявление Собянина прозвучало незадолго до обнародованного им намерения уйти в отставку, чтобы принять участие в прямых выборах мэра Москвы. Не исключено, что регулирование и сдерживание миграции станет одним из базовых пунктов его предвыборной программы. Во всяком случае, на это сформировался широкий общественный запрос – никак не меньший, чем на прямые выборы главы города.
«Законопослушные люди в одном месте получают все необходимые услуги по регистрации, могут пройти медицинское освидетельствование и сдать экзамены по русскому языку», — пояснил Сергей Собянин. Он также отметил, что специалисты ведут подбор помещений для размещения подобных центров.
Эта инициатива в очередной раз демонстрирует, что: а) власти Москвы максимально серьезно и основательно подходят к мигрантам в столице; б) миграционные процессы должны быть отрегулированы для всеобщего удобства – как для самих мигрантов, так и для комфорта местного населения. Кроме того, столичное правительство по-прежнему ставит во главу угла борьбу с коррупцией, а миграционные центры при правильной организации вполне способны ликвидировать существующий в настоящее время теневой рынок различных услуг, адресованный приезжающим в Москву.
Власть определилась со стратегическим выбором в регулировании миграции — мигранты нужны экономике столицы, и в довольно больших количествах. Но — не всякие. И не на любых условиях. И не за счет интересов коренных москвичей.
Как это часто бывает, эффективность и дальнейшая жизнеспособность идеи во многом зависит от ее реализации.
Прежде всего миграционных центров должно быть много. Кроме того, у этой амбициозной задачи должны быть те, кто ее последовательно реализует. Уже сегодня можно предположить, что чиновники низшего и среднего звена окажутся не в восторге от декларируемой Сергеем Собяниным прозрачности. И в этом случае решение миграционного вопроса напрямую пересекается с проблемой коррупции. Кроме того, центры трудовой миграции, призванные навести порядок в этой сфере, должны быть многофункциональными структурами. Вероятно, таким организациям не стоит ограничиваться ролью «первичного сервиса», который облегчает заполнение бумаг, прохождение медицинских комиссий, получение разрешений на трудовую деятельность. Возможно, центрам нужно будет взять на себя и функцию «продвижения» — например, демонстрировать показывать выгоды от приезда в Россию квалифицированных рабочих, заниматься рекрутингом.
Идея, которую сегодня продвигает Собянин, – это не локальный инструмент решения острой миграционной проблемы. Очевидна заявка на создание стратегии, главная цель которой — сделать благоприятным и цивилизованным сосуществование москвичей и людей, приехавших в российскую столицу работать.