Москва Собянина — комфортный город, а не обочина большой дороги
Дополнительное время до принятия Генплана Москвы — это хорошо. В новый состав Общественной палаты Москвы избрано несколько очень влиятельных в градостроительном, урбанистическом мире людей, и мы собираемся очень детально все обсуждать. Да, конечно, это будет новый Генплан по сравнению с тем, который случился в 2010 году, хотя бы потому, что изменились границы Москвы. Изменились и многие принципиальные вещи – зонирование, пропорции планировки застройки и так далее. Масса вещей, которые проходили во времена бывшего мэра Юрия Михайловича Лужкова, сейчас стали непроходными. В конце концов, этот документ отражает реально складывающиеся правила игры. А правила игры несколько изменились, их можно критиковать, но в общем, они изменились в разумную сторону.
Я уже не говорю о том, что Генплан 2010 года так и не завершился принятием второго принципиального документа – Правил землепользования и застройки. Сейчас, я надеюсь, все это будет в комплексе. И потом, к этому Генплану была очень серьезная подготовительная работа – появилась масса разных интересных документов в сфере регулирования градостроительной деятельности. То есть эпоха Сергея Собянина существенно отразилась на всем этом процессе. Да, он немного затянут, но все равно новый Генплан обязательно примут.
Что касается комфортности городской среды, то все главные архитекторы Москвы об этом говорили, это общее место. А конкретная вещь заключается в том, что городская среда сегодня действительно становится более комфортной, это чистая правда. В качестве примера приведу Мясницкую улицу. Это была совершенно замечательная старая улица, которую переделали под советские стандарты, в результате чего у нас студенты выходили в хорошую погоду на улицу – там узенький тротуар, проезжая часть заставлена автомобилями, и еще быстро-быстро едут машины. Пройти по этому тротуару было можно, но если была большая группа людей, то они там физически не помещались. Еще хуже было на Маросейке и Покровке, там был просто тихий ужас. Тротуар на Маросейке был 80 сантиметров! Но это уже не город, это уже обочина дороги. Сейчас во многих местах в Москве мы становимся похожими именно на город, а не на обочину большой дороги. То есть на самом деле в Москве происходят очень позитивные сдвиги. Да, неравномерно, с многими ошибками, но позитивные сдвиги есть, и это наверняка тоже будет отражено в Генплане.