Москва: прощание с маршруткой
Москва откажется от большинства маршруток для перевозки пассажиров уже к следующему году. С таким заявлением выступил на днях Сергей Собянин. Он уточнил, что столичные власти проводят оптимизацию всей маршрутной сети наземного общественного транспорта с целью исключить дублирующие маршруты, а также повысить комфорт обслуживания пассажиров. По его словам, традиционные маршрутки планируется заменить комфортными и безопасными автобусами большей вместимости.
«С большинства маршрутов городского транспорта маршрутки исчезнут, они останутся только там, где они необходимы, где не могут проехать крупногабаритные автобусы», — сообщил Собянин.
Это заявление мгновенно вызвало эффект разорвавшейся бомбы, дав пищу для бурных дискуссий. Защищать сегодня морально устаревшие маршрутки, которые во многих случаях, без преувеличения, представляют собой опасность для жизни – это почти то же, что пропагандировать проживание в хижинах без всяческих удобств.
Какие ассоциации появляются у вас при слове «маршрутка»? Переполненный и грязный салон, водитель, профессионализм которого подчас вызывает немало сомнений, отсутствие минимального комфорта…
Сегодня в условиях российской столицы нет никаких здравых и весомых аргументов в поддержку маршруток. Да, они могут остаться, но лишь там, где их необходимость действительно детально просчитана, там, где они могут выполнить функции по перевозке пассажиров эффективнее, нежели полноценный общественный транспорт.
Маршрутки были неким «спасательным кругом» в тот момент, когда общественный транспорт – трамваи и троллейбусы – рассыпались буквально на глазах, а заменить их было нечем. По этому пути в свое время шли многие российские города. Маршрутки обрели конкурентоспособность только по одной причине – из-за неудовлетворительного состояния всего остального транспорта. Однако цивилизованного рынка не получилось – перевозки на разваливающихся микроавтобусах под управлением плохо знающих русский язык и Правила дорожного движения эмигрантов стали оборачиваться транспортным коллапсом и ценовым произволом. Пришла пора возвращать так некрасиво занятую нишу.
Обвинять Сергея Собянина в том, что он якобы административными методами пытается «зачистить» транспортный рынок, вряд ли возможно. Что мы видим сегодня в Москве? Мы видим, что город активно закупает новые автобусы, стремительно пополняется трамвайный парк. Словом, происходит глобальное обновление общественного транспорта.
На самом деле не требуется никакого давления и включения административных рычагов – москвичи сделают выбор сами. Выбор в пользу качественного, комфортного и безопасного транспорта. Вмешательство столичных властей обусловлено лишь тем, что маршрутки, увы, дополнительно осложняют движение транспорта. Побочных негативных эффектов от подобных неорганизованных и несбалансированных автоперевозок сегодня куда больше, нежели пользы.
Некоторые представители экспертного сообщества успели выступить с критикой решения московских властей о запрете маршруток, мотивируя это тем, что городу необходима альтернатива – якобы лишь после этого можно отменять существующие практики, какими бы плохими они и не были.
Однако надо быть слепым, чтобы не заметить, что дорожно-транспортный вопрос – это главная ставка Сергея Собянина. Защищать с пеной у рта устаревшие технологии и инструменты решения проблем – значит не двигаться вперед, а оставаться в прошлом. Такой подход — не для Москвы, которая, пожалуй, только в последние два года стала набирать так необходимую ей динамику развития.