Москва: не для жизни, а для туризма
В последние несколько лет в российской столице происходят кардинальные изменения – она становится городом не для жизни, а для туризма. Особенно центр города, куда вкладываются огромные деньги, постоянно происходят реконструкции. Внешний облик столицы стал привлекательным. Правда, когда происходит какая-либо погодная аномалия (дождь чуть больше пошел, чем нужно) Москва почему-то превращается в Венецию. Видимо, это тоже элемент для привлечения туристов.
В то же время жизнь простого москвича становится все более сложной. Москвичи вытесняются из города, их жизнь становится практически невыносимой. Для приезжих, для туристов некий фасад, витрина оформляется, а что за этим фасадом – большой вопрос. Политика мэра Сергея Собянина, на мой взгляд, направлена именно на то, чтобы создать некую видимость, «показуху». Можно даже применить термин «потёмкинская деревня». Действительно, красивый фасад, а за этим фасадом достаточно сложная жизнь простого москвича. Здесь все чаще и чаще москвичи вспоминают экс-мэра Юрия Лужкова, при котором было тоже очень много проблем, не надо его идеализировать, но он заботился о жителях Москвы. Лужков сам был коренным москвичом, он любил этот город, любил горожан. Он не строил фасадов, а решал насущные проблемы. Собянин действует прямо наоборот.
Что касается окупаемости предстоящих фестивалей. Вопрос неоднозначный, сложный. Сейчас Москва приобретает новый облик, становится привлекательной для туристов, в том числе для иностранных. Если сейчас выйти в центр можно сразу увидеть туристов, особенно из нашего братского Китая. Если раньше они были только в Кремле или на Красной площади, то сейчас они везде, по всей Москве. Безусловно, эти меры приносят дополнительный доход в бюджет. И в перспективе, когда имидж Москвы изменится из города не совсем дружелюбного для туристов, то вполне возможно, прием иностранцев будет приносить достаточно серьезный доход. Однако при строительстве фасадов не нужно забывать о нуждах простых москвичей. А о них, мне кажется, правительство Собянина думает в последнюю очередь.
6 миллионов 800 тысяч рублей (сумма за восемь арт-объектов с городских фестивалей, проданных с аукциона, теперь москвичам предстоит решить, куда потратить эти деньги — прим. ред.) – конечно, «очень серьезная сумма», если сравнить с теми бюджетами, которые тратятся на все эти фестивали. Видимо, с точки зрения Сергея Семеновича и правительства, москвичам можно доверить решение вопроса – куда потратить деньги примерно сопоставимые со стоимостью однушки в Бирюлево. Это лишний раз подчеркивает отношение правительства Москвы к москвичам. Когда тратятся миллиарды на проведение фестивалей, на закупку арт-объектов, на ежегодное мощение центральных улиц, с москвичами не советуются.