Москва: «договорные матчи» и факторы доминирования мэрии
Мэр Москвы Сергей Собянин ожидает значительного обновления состава Мосгордумы после выборов. Об этом он сообщил в интервью газете "Коммерсант". Собянин напомнил, что активно выступал за то, чтобы депутаты регионального парламента избирались не по партийным спискам, а по одномандатным округам. Тогда, по его мнению, не будет многолетнего сидения в депутатах людей, которых никто не знает, не видит в округе. На самом деле, если говорить о предстоящих выборах в Мосгордуму, то вопрос представительности – штука непростая.
Например, необходимость для кандидатов-самовыдвиженцев и для кандидатов от непарламентских партий собирать 3% подписей, на мой взгляд, далеко не оптимальный ход со стороны партии власти. Если вспомнить, что до либерализации избирательного законодательства любая зарегистрированная партия могла на любые выборы выдвигать кандидата независимо от присутствия в парламенте, а кандидатам необходимо было собирать всего 2% подписей.
Второй проблемный аспект – манипуляции с избирательными округами. Нарезка округов была обнародована почти в последний момент, и даже праймериз, организованные движением «Моя Москва», начались фактически без известной всем нарезки. Не исключен и отказ в регистрации радикальным оппозиционным кандидатам. Эти три фактора, на мой взгляд, позволят правительству города сформировать Мосгордуму по своим предпочтениям — за небольшими исключениями, конечно.
Тем не менее в мэрии прекрасно понимают, что "оглушительная победа" списка мэра на этих выборах будет воспринята населением не слишком благоприятно. Так что это кампания будет иметь скорее договорной характер – уже известны кандидаты от оппозиционных партий, которые по согласованию с властями получат возможность на определенных условиях избраться в МГД. Сегодня уже можно говорить о некоторых округах, которыми московское правительство готово «поделиться» с оппозицией — по крайней мере, не вступать в жесткую конфронтацию.
Система общественного наблюдения за выборами в Москве очень эффективно себя показала и на президентских, и на мэрских выборах. Так что с точки зрения честности подсчета голосов, я думаю, все будет в нормальных демократических рамках, разве что с незначительными нарушениями.
По меньшей мере наполовину депутатский корпус должен обновиться, на мой взгляд, этой осенью. Я считаю, что мажоритарная избирательная система для Москвы вообще оптимальна. Она уже сейчас сказывается на политическом процессе. Если же выборы проходят по пропорциональной системе, то кандидаты в основном занимаются протиранием штанов на партконференциях, добиваясь выдвижения. А война брендов в активной фазе избирательной кампании, как правило, идет на медийном уровне — кандидаты и будущие депутаты абсолютно утрачивают связь с избирателем. Так что избирателям уж точно лучше не становится, насущные проблемы не решаются, поскольку они элементарно не услышаны. Мажоритарная система же заставляет кандидатов быть лично ответственными и работать не в интересах партийного начальства, а в интересах граждан. Так что для Москвы эта система предпочтительнее.
Сегодня кандидаты от партии власти получают определенные преференции и преимущества, потому что оппозиция все это время не работала на территориях. У КПРФ, например, даже не во всех административных округах есть свои отделения. Есть московский центральный офис, и они пытаются 15-миллионый мегаполис из одного офиса каким-то образом охватить. Для таких сверхцентрализованных партий новая система неудобна. Но зато она заставит партии начать активную работу именно на территориях. И в следующем избирательном цикле, если партии не будут манкировать этим, то соотношение сил, вполне возможно, сдвинется в сторону оппозиции. Это большой стимул для того, чтобы развивать партийную сеть и работать с людьми.