Московские дороги: «Рога и копыта» не пройдут
Мэр Москвы Сергей Собянин распорядился на днях ужесточить правила отбора подрядчиков для ремонта дорог. По словам Собянина, 11% дорожного брака превращают город в настоящий полигон опытных работ. «Я прошу пересмотреть всю конкурсную документацию и прекратить всю эту вакханалию с какими-то фирмешками, которые что-то вытворяют в городе, а потом мы все «отмазываемся» на виду у всего города, в прессе и переделываем потом», — заявил мэр.
Собянин стремится решить важную проблему: каждую весну в стране вместе со снегом сходит и дорожное полотно. Причины плохих дорог уже были неоднократно расписаны экспертами различного ранга: это и традиционное российское разгильдяйство, халатность и безответственность, и воровство, которое при ремонте дорог подчас бьет все имеющиеся рекорды.
Нынешнее заявление столичного мэра – не декларация, а явная попытка переломить систему, которая была заложена в период нахождения у власти в Москве предшественника Собянина. Тогда, по свидетельству представителей экспертного сообщества, дорожный ремонт был практически полностью отдан на откуп пресловутых «фирмешек», о которых сегодня говорит Сергея Собянин.
«Фирмешки» со смешным уставным капиталом и полным отсутствием каких-либо ресурсов получали серьезные контракты — осуществляли ремонт даже в центре Москвы. Понятно, что спустя считанные месяцы дороги разваливались, равно как и конторы, занимавшиеся их ремонтом.
Эта порочная практика досталась в наследство Сергею Собянину. Его решение «прекратить вакханалию» и жестко навести порядок вполне понятно – отвратительные по качеству дорожные работы в итоге рикошетят именно по столичным властям. На очередных торгах «фирмешка» предлагает низкую цену и получает контракт. Однако разваливающиеся дороги – это ощутимый удар по имиджу столичных властей. Понятно, что Сергей Собянин, жесткий и последовательный управленец, поставивший на повестку дня дорожно-транспортный вопрос, не намерен страдать от произвола, чинимого аферистами из наспех сляпанных контор.
В то же время очевидно, что мэру Москвы предстоит непростая работа. Возможно, властям придется более жестко прописывать в договорах, за что конкретно и в течение какого времени отвечает организация, выполнившая ремонт. Причем в том случае, если она нарушит условия договора, то на этот рынок фирма уже не должна никогда попадать.
Однако, вполне возможно, что «косметическими» мерами обойтись не удастся – не исключено, что Собянину даже понадобится жесткое отстаивание корректировок действующего законодательства. Сегодня сами отраслевые эксперты подтверждают, что определение подрядчиков для проведения ремонта дорог исключительно по ценовому критерию является в корне неверным. Ведь именно этот критерий и позволяет выходить на рынок очередным «Рогам и копытам».
Доверие к прозвучавшему заявлению Сергея Собянина во многом обусловлено еще и тем, что он не обещает реализации наполеоновских планов, не планирует провести в Москве «дорожную революцию», как это уже случалось в некоторых российских регионах. Мы видим вполне здоровое желание мэра вернуть систему в рабочее состояние. Не больше, но и не меньше.