Московская рента: Собянин против Силуанова
В полемике первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова и мэра Москвы Сергея Собянина о возможности направления на нужды регионов части налога на прибыль, получаемого в Москве, показательна прежде всего тональность ответа мэра. «Отнять и поделить» — этот лозунг эпохи революции, который вряд ли кстати вспомнил Собянин, прежде всего чрезмерно эмоционален. Он отсылает к печально закончившемуся для властей Татарстана «раскулачиванию» от Рустама Минниханова или давним речевым находкам Юрия Лужкова. Раньше подобный стиль не был свойственен мэру. Но главное — он оскорбителен для Силуанова и федерального правительства.
Выступление Силуанова не было «антимосковским». Первый вице-премьер ясно (и вполне рационально) обосновал причины, в силу которых необходимо перераспределение в регионы средств, поступающих в бюджет Москвы в качестве налога на прибыль. Главная из них — исполнение майского указа президента. И решение социальных проблем, и развитие инфраструктуры, и создание высокотехнологичной несырьевой экономики — все это требует значительных средств. Из 8 триллионов рублей, которые необходимо дополнительно изыскать для решения этих и других задач, Москва могла бы дать большую часть. Сказал Силуанов и о том, что решение это пока лишь прорабатывается.
Деньги, которые получает московский бюджет от налога на прибыль крупнейших корпораций, — это по существу рента. Не плата за исполнение столичных функций (ее Москва тоже получает, но за счет других источников), а именно рента: доход «за место» или «за статус». Рано или поздно этой рентой Москве так или иначе придется делиться с остальной Россией. И дело совсем не в том, что подготовка столицы к новогодним праздникам обходится лишь ненамного дешевле, чем составляют все доходы бюджета небольшого региона в год. А в том, что контрасты необходимо сглаживать, особенно если они носят кричащий характер.
Президент сделал вполне определенный выбор в пользу гармоничного пространственного развития России. Модель «мегаполисы и пустота», у которой были хорошо известные влиятельные сторонники, он в послании Федеральному собранию и более поздних выступлениях решительно отверг. Безусловно, в этом выборе Владимир Путин опирается не только на соображения стратегического характера, но и на общественное мнение. Этот выбор означает ясные политические и финансовые приоритеты.
И вот еще что. Федеральная власть не любит публичных «бунтов». Ни один региональный политик, который действовал подобным образом, в итоге не выиграл. Вспомним осень 2016-го: в схожей ситуации бурно негодовал Минниханов («раскулачивание» — это оттуда), а Собянин решал возникшую проблему аппаратными методами. Если ты выходишь из кабинета на трибуну (пусть даже такую, как собственный сайт), реальные лоббистские возможности резко падают. Собянин — давний и опытный игрок. Трудно представить, что он не просчитал этого. Не исключено, что он руководствуется в этой игре расчетом, который мы попросту не можем оценить.