В московском районе Митино должен состояться референдум районного масштаба по вопросу строительства торгового центра на территории парка. К удивлению инициативной группы, которая выступает против застройки, территориальный избирком заявление с просьбой вынести этот вопрос на всеобщее голосование зарегистрировал.

Если референдум состоится, он будет первым с 1993 года в Москве, когда москвичи, как и другие россияне проголосовали за нынешнюю Конституцию. Теперь инициативной группе необходимо заручится поддержкой муниципальных депутатов, и собрать подписи у примерно восьми тысяч жителей района.

Между тем, сама идея предоставить гражданам право отстаивать свои интересы не на митингах и акциях протеста, а цивилизованным способом через референдум не может не радовать. Очевидно, что московская власть осознает необходимость перемещения протестов с площадей в плоскость общественного диалога. И различные местные референдумы могут в этом со временем помочь. Правда скептики, считают, что после выборов мэра Москвы практика «временной демократизации» закончится.

Существует устойчивое представление, что власть боится референдумов, поэтому усложняет условия их проведения, поэтому инициативные группы получают отказы. Однако, вопреки распространенному мнению, муниципальные (местные) референдумы в РФ иногда происходят. Местный референдум — это утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения. Как элемент конституционной системы, местный референдум закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, Федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления (ст. ст. 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав (ст. 2 и др.). Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Законы субъектов РФ регулируют местные референдумы в отдельных законах. В основном они касаются объединения или отделения территорий, однако и хозяйственные вопросы на них иногда выносятся. На местный референдум могут выноситься только вопросы местного значения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; 2) о персональном составе органов местного самоуправления; 3) об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нее; 4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

По всей видимости, в перспективе институт местных референдумов в России может стать серьезным политическим козырем в руках власти, который может решать с помощью этого инструмента проблемы развития местных территорий и контролируемой гражданской активности.

Компетенция местных референдумов ограничена. И это правильно и на пользу их проведению. В ситуации возрастающей активности граждан для федеральной власти они будут не только приемлемы, но могут стать и необходимыми. Альтернатива им — митинги и акции протеста, которые как показывают последние события на Хопре, могут переходит в неконтролируемые, общественно опасные действия граждан. Ответом со стороны властей в таком случае становится применение силы. Что не способствует стабильности в стране в целом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: