Миграционный вопрос в Москве: открытый перелом
2014 год должен стать переломным в наведении порядка в сферах миграционного законодательства и этнической преступности в российской столицы. С таким заявлением выступил мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, «практически впервые в истории и страны, и ГУВД возбуждены сотни уголовных дел не только в отношении самих несчастных мигрантов, но и тех, кто организует этот бизнес». «Теперь важно, чтобы эти дела дошли до решения суда», — сказал Собянин. Известно также, что более 100 тысяч человек были выдворены из города, либо им запрещен въезд. При этом мэр столицы подчеркнул, что «мы имеем дело не с сотней тысяч нелегалов, а с цифрами гораздо большими». Кроме того, Собянин заявил о необходимости ужесточить контроль в местах массового пребывания мигрантов: на рынках, стройках, в расселенных домах и подвалах.
Надо признать, что команда Сергея Собянина подошла к проблеме четко, взвешенно и последовательно. Конечно, мы и сегодня часто слышим о том, что мигрантов в Москве по-прежнему много, что отдельные районы остаются криминализированными именно по этой причине. Однако чудес не бывает: город, словно бездонную бочку, на протяжении десятилетий набивали людьми со всего мира. Поэтому ожидать сразу быстрых и максимально эффективных решений попросту не приходится. Априори их не может быть.
Мэр — надо отдать ему должное — не пошел на поводу у провокаторов, предлагавших на волне «бирюлевских» настроений чуть ли не радикальные решения сложного вопроса. Градоначальник с самого начала попытался разобраться, кто из трудовых мигрантов действительно нужен столице, а кто – лишь выгоден отдельным недобросовестным работодателям и проворовавшимся чиновникам низшего звена.
Именно такой последовательный и детальный разбор может быть единственно верным выходом из ситуации. Собянин сумел оценить масштаб проблемы и наметить пути ее решения.
Сейчас уже очевидно: для мигрантов, в которых Москва нуждается, будут создаваться комфортные условия – как для трудовой деятельности, так и для проживания. Их права, несомненно, должны быть уравнены с правами российских граждан. Это вполне цивилизованный и понятный подход, нашедший поддержку и в экспертном сообществе.
Одновременно с этим не отменяется жесткость мер по отношению к нелегалам, которые, по сути, выгодны лишь отдельным работодателям за счет возможности выплачивать в разы заниженную заработную плату. Если уникальность и необходимость их компетенций, а также законность их пребывания на территории нашей страны не подтверждены, то они, безусловно, должны быть депортированы, как это уже активно делается сегодня. Эти рабочие места вполне могут занять граждане России – как москвичи, так и приезжие из других регионов страны.
В ходе многочисленных дискуссий с привлечением представителей общественности стало понятно и другое — к решению миграционной проблемы сегодня необходимо привлекать новые институты, которые, возможно, ранее еще не были задействованы. В частности, практика уже показала, что использование, например, МВД как силового органа далеко не во всех случаях оказывается эффективным. В частности, проводить администрирование этой чувствительной сферы необходимо с привлечением различных инструментов, чтобы не допустить перегибов и усугубления и без того непростой ситуации.
Очевидно и то, что фронт работ перед Сергеем Собяниным и его командой остается обширным. В частности, ему еще предстоит продолжить очищение низовых эшелонов столичной власти от коррумпированного чиновничества. Ведь зачастую именно от добросовестности и порядочности отдельного чиновника зависит благополучие не только отдельного человека, но и целого района. Это, в частности, можно проследить на примере Западного Бирюлево.
В любом случае Собянину удалось доказать, что решение важного для российской столицы миграционного вопроса – не просто «волна» или, как говорят журналисты, информповод. Эта работа — основательная.