Массовая драка в элитной московской школе: случайность или итог плохо выстроенной работы в образовательной системе?
В элитной московской школе № 67 произошла массовая драка учеников третьего класса А, сообщает РБК. Как заявил источник в ГУ МВД по Москве, инцидент произошел 26 февраля, двух учениц 2009 года рождения и одну 2010 года рождения доставили в детскую городскую больницу. Медики зафиксировали у детей закрытые травмы живота, черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. Сейчас угрозы их жизни и здоровью нет.
Директор школы № 67 Андрей Козлов подтвердил информацию об инциденте. «Причина – неприязненное отношение друг к другу. Все произошло на перемене после четвертого урока», – пояснил он. Полицейские ОМВД по району Дорогомилово устанавливают причины произошедшего. Изучает обстоятельства потасовки и комиссия по делам несовершеннолетних.
Моя дочь тоже учится в третьем классе, и в ее школе тоже происходили подобные инциденты. На мой взгляд, проблема заключается в том, что система замалчивает существование в классах скрытых конфликтов между детьми. А начинаются эти стычки, как правило, с молчаливого потакания родителей. То есть если ребенок ведет себя как-то странно, провоцирует конфликты, то встречаются два варианта действий: первый – родители разбираются в произошедшем, принимают меры (например, обращаются к психологам), второй вариант – когда семья не реагирует или даже потакает ребенку: «Молодец, дал сдачи!» Получается, что проблема здесь, во-первых, в реакции родителей. Не все понимают, что с таким нестандартным поведением ребенка нужно работать профессионально, не ограничиваться фразой: «Больше так не делай». Вторая очень большая проблема, на мой взгляд, заключается в том, что учителя, классные руководители и завучи предпочитают замалчивать эти конфликты до тех пор, пока они не выливаются в открытые стычки, и в результате дело доходит до больницы.
В школе, где учится мой ребенок, были случаи, когда мальчик ткнул девочке в глаз карандашом, ребенку разбили нос; родители обращались в больницу, но не выносили эту ситуацию на уровень общественного решения, то есть всего класса. Получается, что какой-то ребенок причинил вред одному однокласснику, другому, а потом это, конечно, и в массовые драки может перерасти, ведь у детей в таком возрасте обостренное чувство справедливости. Они же видят, что одни ребята позволяют себе многое, обижают других, а им за это ничего не бывает: их не наказывает ни директор, ни завуч, ни родители, ни классные руководители. Рано или поздно эта ситуация перерастает в серьезный конфликт. Существуют варианты буллинга, когда одна группа детей травит другую, в конце концов у последних заканчивается терпение – и все перерастает в драку.
Первая причина, по которой данные проблемы в школах замалчиваются, на мой взгляд, заключается в плохой работе школьных психологов или вообще отсутствии таковой. По большому счету, когда происходит конфликт и о нем становится известно хотя бы классному руководителю, первый, кто должен работать с детьми, которые были втянуты в ситуацию, – это психолог, потому что он профессионал. Он может получить от детей данные в игровой форме о том, на какой почве это произошло, возможно, у ребенка проблемы в семье, поэтому он так себя ведет, или его в классе травят, а произошедшее стало его ответной реакцией. Изначальную причину должен выяснять профессионал. Этого не происходит. Как поступают в подобных случаях? Максимум звонят родителям со словами: «Произошел конфликт, сделайте что-нибудь». Но родители не профессионалы, хорошо, если они разберутся, поговорят о произошедшем с ребенком, пожурят его. В худшем случае они могут посоветовать чаду в следующий раз дать сдачи еще сильнее. То есть первая причина – это отсутствие психологической работы в школах.
Вторая причина – никому из учителей не хочется признаваться, что в его классе есть проблемы, всем хочется, чтобы их работу хвалили, поэтому конфликты и замалчиваются. Могу сказать по своему опыту, что у педагогов нет четкой регламентации и понимания того, как данные конфликты решать, что нужно делать первым делом, вторым, третьим и так далее. Кроме того, что они вызывают в школу родителей, никакой другой работы я не вижу. То есть пригласили родителей, обсудили произошедшее – и все, на этом работа заканчивается. Если беседы с ними не помогли, дальнейший порядок действий учителям неизвестен. И если родители не нашли между собой решения проблемы, не вышли из конфликта, то на этом все. Дальше уже идет только привлечение комиссии по делам несовершеннолетних, но это происходит тогда, когда детям уже нанесены травмы, они в больнице, зафиксированы случаи воровства или иные противоправные деяния. А до этого никто конфликты не решает, профилактики не ведется.