Гостеприимная Москва: рост турпотока и доходов в бюджет

/

Почти 18 млн туристов посетили Москву в 2022 году. Бюджет столицы получил от этой отрасли 120 млрд рублей доходов. Из-за пандемии и ограничений международного сообщения в последние годы туриндустрия не показывает рекордных результатов, но при поддержке правительства Москвы и ставке на внутренний туризм удается восстанавливать показатели, отмечают эксперты РК. Кроме того, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, уже полностью восстановился деловой туризм, вдвое выросла доля медицинского туризма. Подробности в сюжете.

Восстановление турпотока

Туристический поток в Москве по итогам 2022 года достиг 17,9 млн гостей, что на 1 млн больше, чем по итогам 2021-го. Об этом мэр столицы Сергей Собянин написал в своем блоге. По его словам, доходы туриндустрии в прошлом году составили 879,1 млрд рублей. Это на 22,7% выше, чем в 2021 году.

«Доходы городского бюджета – 120,4 млрд рублей. На эти средства можно построить 40 новых школ и детских садов. Или закупить порядка 2 тыс. новых экологически чистых электробусов. Или профинансировать бесплатный проезд в общественном транспорте для пенсионеров, многодетных семей и других льготников Москвы», сообщил глава города.

Собянин подчеркнул, что ключевую роль в развитии отрасли играет внутренний туризм – более 90% гостей приезжают в столицу из других российских регионов. Чаще всего – из Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Владимирской, Тульской и Нижегородской областей.

Но продолжают посещать Москву и иностранные гости, несмотря на блокировку многих зарубежных сервисов бронирования и ограниченное международное авиасообщение. В 2022 году город посетили порядка 1,7 млн иностранных гостей – в основном из ближнего зарубежья и азиатских стран. В первой тройке государств дальнего зарубежья – Индия, Турция и Иран.

При этом, подчеркнул мэр, полностью восстановился деловой туризм (порядка 20% от всех поездок), вдвое выросла доля медицинского туризма (до 5,4% от всех поездок). На подъеме находится культурно-познавательный туризм, развивается также детский туризм.

Собянин упомянул, что отдельная туристическая программа в новогодние праздники была организована для членов семей мобилизованных граждан из 85 регионов России. Музеи, парки и Измайловский кремль посетили более 1,5 тыс. детей.

Правительство Москвы выделило в 2022 году на поддержку отрасли 350 млн рублей.

«Будем и дальше поддерживать и развивать индустрию гостеприимства. Работать над тем, чтобы с каждым годом Москва становилась комфортнее для москвичей и привлекательнее для туристов. Благоустройство общественного пространства, проведение уличных фестивалей, создание гастрономических кластеров, открытие новых культурных, спортивных и познавательных адресов – это и многое другое получит продолжение в рамках масштабной программы развития столицы», – подытожил мэр.

Ставка на внутренний туризм

Генеральный директор туроператора по внутреннему туризму «ДЕЛЬФИН» Сергей Ромашкин улучшение показателей отрасли связывает в том числе с восстановлением после пандемии – город возвращается к обычной туристической жизни без QR-кодов и с массовыми мероприятиями.

«За последние годы было некое торможение в строительстве новых отелей, в целом инвестиционные процессы шли не так быстро, как обычно. В прошлом году добавилась геополитика, многие инвесторы притормозили реализацию проектов, началась смена собственников. Тем не менее развитие города не стоит на месте. Я уверен, что и в 2023 году Москва покажет рост турпотока», – комментирует эксперт.

По мнению Ромашкина, ставку в современных условиях надо делать на внутренний туризм, но работать в этом направлении для достижения результата придется не один год.

Политтехнолог Алена Август обращает внимание на то, что Москва за последние годы стала комфортным во всех смыслах городом, современным, цифровым, с удобными системами поиска и построения маршрутов.

«Туристическая инфраструктура поддерживается развитием транспортной инфраструктуры. Очень помогает возможность электронной навигации в городе, достаточно легко сориентироваться даже неорганизованному туристу. Например, приложение «Московский транспорт» показывает не только самый короткий путь до локации, но и даже подходящий транспорт и время в дороге», – подмечает эксперт.

Для Москвы туристическая отрасль – это деньги, поступающие в бюджет, замечает Август и подчеркивает, что власти, в свою очередь, оказывают немалую поддержку малому бизнесу и предпринимательству.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: