Город-манекен: почему Москва стала мне чужой
Моё восприятие действий нынешних московских властей можно разделить на три этапа. Сначала мне в общем нравилось то, что происходило с городом. Оптимизация движения транспорта, платные парковки в центре. Пробок стало меньше, что для меня как автомобилиста было важно. Затем стали приниматься гораздо более неоднозначные решения: расширение зоны платной парковки, реконструкция центра с повсеместным укладыванием плитки и широкими невостребованными велодорожками, по которым ходят мамы с колясками. И мнения на этот счет разделились: кто-то считал подобный облик города более современным и динамичным, кто-то отмечал его искусственность и стерильность.
Но вот то, что началось с «ночи длинных ковшей», думаю, уже не укладывается ни в какие рамки. Разгром малого бизнеса; повторный ремонт тех объектов, которые уже были отремонтированы в совсем недавнем прошлом, часто с ухудшением качества; вакханалия на улицах этим летом, когда по всему городу одновременно ни проехать, ни пройти; реконструкция станций метро без какого-либо учета их исторической ценности. Мне сложно понять, на что рассчитывает команда Собянина, делая все это. Возможно, они реализуют свои представления об идеальном городе, которому очень мешают реальные жители, машины, бизнесмены, туристы, не давая довести его до стерильного совершенства.
Возможно, они вообще не слышат и не хотят слышать горожан, считая по определению, что их видение города — единственно правильное. И не понимая, что каждый по-своему представляет себе идеальную Москву, а концепция преобразований должна так или иначе соотносить себя с точкой пересечения этих представлений. Возможно, они преследуют свои сугубо материальные интересы. Я попросту не знаю.
Единственное, что я понимаю — это то, что мой родной город начинает восприниматься мною как чужой и даже враждебный, куда не хочется возвращаться из командировок, где нет желания побродить по переулкам или посидеть в открытом кафе. Все это не о том, что город был идеален и в нем ничего не надо менять. Конечно, это не так. Все это о том, что с городом надо обращаться как с живым организмом, а не как с манекеном, у которого можно оторвать руку или ногу, поменять голову — все равно никто не заметит. Потому что очень сложно испытывать какие-то чувства к манекену, пусть и идеальному, в который постепенно превращают наш город.