Четыре года Собянина: успехи и угрозы
Для Москвы четыре года во главе с Сергеем Собяниным прошли не зря. У администрации Собянина есть три главных достижения. Первое – это установление системы обратной связи с гражданами с помощью интерактивных интернет-порталов, таких как gorod.mos.ru (он не единственный). С их помощью мэрия получила достаточно эффективный механизм, во-первых, сигнализирования о различных нарушениях, а во-вторых, оперативного реагирования на них. Такой системы нет, пожалуй, ни в одном из субъектов Федерации, да и во многих крупных мегаполисах мира тоже. Второе – мэрии удалось комплексно и системно изменить общественные пространства. Это касается и важнейших улиц, и площадей и скверов в центре, и парков. Изменения в парках особенно заметны. Парки вообще и в позднесоветское время, примерно с 70-х годов, и в период, когда мэром Москвы был Юрий Лужков, откровенно не пользовались вниманием властей и приходили в упадок. Третье — системное изменение, которого Собянин добился Собянин, – резкий рост легитимности власти.
Выборы мэра Москвы в прошлом году прошли при активном участии оппозиции, в том числе Алексея Навального, который набрал значительное количество голосов и стал, что называется, "персональным фактором" легитимизации. Недавние выборы в Мосгордуму, при всех претензиях к ним, также оказались вполне легитимными. То, что кандидаты выдвигались исключительно по одномандатным округам, и то, что была создана коалиция «Моя Москва» — это оказалось такой системой, которая позволяла агрегировать различные реальные общественные настроения. Здесь важны ощущения. Ощущения от выборов в Мосгордуму в 2009 году и ощущения от выборов в Мосгордуму в 2014 году совершенно различные. Тогда было значительное недовольство, протест со стороны системных парламентских партий, причем он привел к публичным демаршам. Сейчас атмосфера совсем другая, и несмотря на вопросы к Мосгордуме по поводу того, что она будет только частично профессиональной – а это серьезная претензия, и мне лично кажется, что это неудачное решение, — общая легитимность власти в Москве с приходом Собянина существенно выросла.
Но, разумеется, есть проблемы и ошибки. Есть ошибки, которые заметны невооруженным глазом. Например, чрезмерное внимание к дорожному полотну и к использованию дорогостоящих материалов на важнейших улицах и тех же городских пространствах. Есть и целый ряд решений последнего времени, которые потенциально способны радикально изменить отношение к власти в городе. Распространение системы платной парковки за пределы Садового кольца и передача эвакуации в руки частных подрядчиков, на мой взгляд, приведет к формированию целой группы недовольных. Сейчас мы будем наблюдать за тем, как это будет происходить.
Серьезно была ограничена мелкая торговля. В 3 раза уменьшилось количество ларьков, это уменьшило конкуренцию. Сегодня, когда существуют проблемы санкций и внешних угроз в снабжении городов, крупные торговые сети не могут так быстро дать ответ на эти вызовы, как могли бы дать небольшие торговые точки. К существенным негативным последствиям приведет сокращение и объединение образовательных и лечебных учреждений. Я думаю, недовольство граждан тут тоже достаточно быстро проявится, мы уже наблюдали митинг по поводу спецшкол, и недовольство будет только расти.
Сфера информационного продвижения интересов московских властей откровенно несовершенна и страдает чрезмерным упрощением в создании и транслировании тех посланий, которые эта система продуцирует.
Пока, и это следует из опросов общественного мнения, баланс — в пользу мэра, его адекватности как политика и стабильности его администрации как системы. Но, естественно, по мере реализации реформ, которые задевают интересы значительных социальных групп, напряжение в городе будет возрастать, доверие к мэру будет падать и будут возникать протестные группы. Кстати, именно протестные группы, а не объединенное протестное движение. Это пенсионеры и малоимущие из-за больших налогов на недвижимость, которые вводит городская администрация в связи с решением федеральных властей; это представители различных торговых сетей и ларечники в прошлом; это родители, учителя и все социально-профессиональные группы, которые формулируют свою позицию в отношении образовательной реформы как негативную; это все, кто пользуется системой здравоохранения в Москве — ее качество, конечно, постепенно ухудшается. Вот эти группы будут формироваться по мере реализации нынешних программ.