Стройки с ограничениями: к чему приведет ноу-хау Воробьева


Власти Подмосковья по поручению губернатора Андрея Воробьева теперь не будут согласовывать строительство жилых кварталов без создания рабочих мест. Московской области необходимо около 1 млн. рабочих мест. При этом за последние десять лет чиновники выдали градостроительные документы на строительство 112 млн кв. м жилья. Тезис советских времен о том, что Москва — «не резиновая», в современной России плавно распространился и на Подмосковье. При этом ситуация с регулированием данной проблемы никоим образом не улучшилась, а наоборот, только обострилась.

Если в 2015 году из 85 субъектов Федерации являются регионами–донорами только 14, то можно ожидать, что из остальных регионов жители будут стремиться перебраться в более благополучные места.

Это естественное явление, теперь еще подкрепленное законами рынка. Рынка труда и услуг. Там, где есть больше предложений по возможностям трудоустройства и больше перспектив карьерного роста, туда и направляется поток трудовой миграции. Конечно, это прежде всего Москва с ее окрестностями, ведь бюджет Москвы равен десятой части федерального бюджета.

Кроме этого, из доходов всех россиян на москвичей приходится около 20 процентов, на Москву приходится около четверти продукции, производящейся в России. Естественно, все это является огромным магнитом для человеческого капитала со всей страны.

Но рынок труда – это одно, а инфраструктура региона — несколько иное. И в этом есть серьезное противоречие. Администраторы в лице региональных властей пытаются его разрешить доступными им методами. То есть поставить преграды на пути этого миграционного потока. На мой взгляд, не очень удачно.

Предлагаемое правило обязать строителей нести ответственность еще и за создание новых рабочих мест в Подмосковье может привести к нескольким последствиям.

Первое, самое простое: это ударит по строительному рынку, и без того падающему. Сократит отрасль и все связанные с ней мультипликативные составляющие, что в условиях кризиса не очень здорово. Это сокращение рабочих мест и доходов населения, сокращение поступлений в бюджет, сокращение потребительского спроса.

Второе. Это новые правила, вводящие новые бюрократические процедуры и препоны. Теперь нужно будет собирать согласования, подписи и справки не только у пожарной инспекции, СЭС, экологической экспертизы, дорожного хозяйства, но еще в комитетах по труду и занятости, подтверждая, что новые рабочие места на бумаге созданы. Новое согласование – новая форма административной ренты. Проще договориться о печати, заверяющей, что рабочие места созданы, чем их реально создавать. И это будет работать.

Третье. Это расчистка рынка от конкурентов под нужные структуры в условиях кризиса. Рынок сжимается, и места уже всем не хватает. Чужих нужно убрать. Отличный повод это сделать. Не создал новые рабочие места – до свидания из нашего региона.

Такие административные решения предлагаются много где. То чиновники хотят ввести обратно обязательную прописку, то продлить приграничную зону чуть ли не до середины страны. Но в условиях свободы перемещений по стране такие меры реально не работают. Пока из всей страны ресурсы будут стягиваться в единственный город, за ними будут приезжать и жители других регионов. Пока кроме Москвы реальные деньги не будут вкладываться в развитие малых, средних и больших городов по всей России, проблема перегруженности столичного региона никуда не денется. Нынешняя инициатива – это решение каких угодно задач, но только не реальное решение вопроса перенаселенности городов Московской области.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: